В канун рассмотрения в ООН ситуации с правами человека в Китае снова задержаны податели петиций

Feb 09, 2009 00:59

За два дня до того, как доклад о соблюдении прав человека в Китае будет рассматриваться Рабочей группой ООН в Женеве, Пекин по-прежнему сурово расправляется с любыми выступлениями несогласных. Милиция задерживает критиков правительства на основании весьма туманных формулировок, связанных с обвинениями в создании угрозы государственной безопасности.

Утром 6 февраля дежурившие у здания пресс-канцелярии правительства в Пекине милиционеры арестовали 8 из примерно 30 человек, прибывших со всей страны, чтобы провести манифестацию со своими жалобами, связанными в основном с коррупцией на уровне местных чиновников. Как сообщает Associated Press, жалобщики, которых поджидали около десятка милиционеров и несколько патрульных машин, принесли с собой транспаранты, на одном из которых был призыв защищать права человека, сопровождаемый иероглифами «я люблю Китай», но не успели их развернуть. Одна из женщин, Ли Фэнсянь (Li Fengxian), держала перед собой плакат с иероглифом «несправедливость». По словам 65-летней жительницы провинции Хэнань, она долгие годы борется с чиновниками своей деревни, которые передали назначенное ее семье пособие на бедность другим чиновникам.

8 задержанных были отведены в пустой общественный автобус, откуда их развезли на нескольких автомобилях милиции. Оставшиеся жалобщики вскоре рассеялись. Дальнейшая судьба задержанных осталась неизвестной.

9 февраля Совету по правам человека предстоит начать анализ доклада, подготовленного правительством Китая в рамках процедуры универсального периодического обзора (УПО). Как заявила влиятельная правозащитная организация Amnesty International, этот доклад является всего лишь «попыткой оправдать грубые нарушения прав человека по всей стране». «Когда Китай сотрудничает с мировым сообществом по вопросам соблюдения прав человека, это не может не радовать, - сказала Розанна Райф, директор региональной программы Amnesty International по Азиатско-Тихоокеанскому региону. - Вопрос в том, как это сотрудничество скажется на жизни людей в Китае, особенно тех, кто подвергается гонениям за то, что мирно пользуется своими правами».

Для многих жителей пораженных бедностью регионов материкового Китая паломничество к центральному правительству в Пекин остается последней надеждой добиться ответа на петиции, которые были отвергнуты местными чиновниками или отложены в долгий ящик. Подобная практика ведет свое начало с давних времен, когда простые люди обращались с петициями к императору. Сегодня те, кто добирается с жалобами в Пекин, нередко привозят с собой целые папки документов и фотографии своих близких.

«Моя цель сегодня - победить коррупцию оружием закона и добиться правосудия», - сказал 40-летний крестьянин из провинции Сычуань Чэнь Синьчунь (Chen Xinchun). Он приезжал в Пекин уже пять раз, надеясь подать петицию в правительство, суд и управление общественной безопасности с просьбой о проведении следствия по поводу смерти своей матери 20 лет назад, однако в результате был избит бандитами, связанными, по его словам, с местными чиновниками. «Они ничего не делают, - пожаловался крестьянин. - Всюду коррупция». Чэнь Синьчунь, которого в этот раз сопровождали шестеро членов его семьи, участвовал в необычной акции протеста у здания министерства иностранных дел КНР, которая былa приурочена подателями петиций к 60-й годовщине Всеобщей декларации прав человека, отмечает Associated Press.

Пекин уделяет «повышенное внимание» работе по представленном Совету по правам человека ООН докладу о ситуации с правами человека в Китае, заявила 5 февраля представитель МИД КНР Цзян Юй. "Мы ожидаем конструктивного диалога с членами Советом по правам человека в ходе рассмотрения данного вопроса",- отметила китайский дипломат. Однако, подчеркивает Amnesty International, «правительство Китая упустило в своем докладе ряд важнейших вопросов: непрекращающийся кризис в Тибете, жестокие преследования уйгуров в Синьцзян-Уйгурском автономном районе на западе Китая, а также постоянные гонения на различные религиозные группы, в том числе на членов ‘Фалуньгун’».

Цзян Юй назвала «нормальным» наличие разногласий между странами и сторонами в вопросе прав человека. "Мы выступаем за сокращение расхождений путем равноправного диалога и обменов в целях расширения точек соприкосновения, укрепления сотрудничества и совместного содействия развитию области защиты прав человека в мире, надеемся на справедливый и объективный подход соответствующих организаций к прогрессу Китая в защите прав человека", - заключила она.

Правозащитники, впрочем, не слишком доверяют стремлению властей материкового Китая исправить положение с правами человека в стране, которое по-прежнему вызывает глубочайшее беспокойство. "Нет такой страны, у которой не было бы недостатков в сфере прав человека, - сказал Associated Press исследователь по странам Азии в Human Rights Watch Никола Бекелин, - но проблема с Китаем в том, что он заключает в тюрьму людей, раскрывающих правонарушения, сохраняет абсолютную цензуру в отношении государственной прессы, а также препятствует поискам правосудия со стороны жертв нарушений прав человека".

В качестве примера Бекелин указал на то, как в предутренние часы 3 февраля был арестован известный адвокат Гао Чжишэн, местонахождение которого остается неизвестным. «Он попал в свого рода вращающуюся дверь», - отмечает Бекелин, добавив, что последний арест стал продолжением практически бесконечной череды задержаний, освобождений и домашних арестов.

Тем не менее, указывает эксперт по политике Китая в Баптистском университете Гонконга Жан-Пьер Кабестан (Jean-Pierre Cabestan), многие китайские граждане, получившие хорошее образование и добивающиеся большего от своего правительства, стали более настойчивыми в своих требованиях перед лицом репрессий. «Это небольшой сдвиг, - отмечает Кабестан, - но мы надеемся, что в конце концов все изменится».


Одна из женщин, пришедших к пресс-канцелярии Госсовета КНР, держала перед собой плакат с иероглифом «несправедливость». Пекин, 6 февраля 2009
До Олимпиады - почти год, до съезда - месяц
«Пять обязательств»

произвол, Пекин

Previous post Next post
Up