Далай-лама отправится 25 ноября в большую поездку, включающую двухдневный визит в Нигерию, где он намерен встретиться со своими учениками, заявил 12 ноября его представитель Тензин Такла. «Этот визит станет первым этапом путешествия, которое приведет его в Чешскую Республику. Бельгию и Польшу», - отметил Такла.
Он отметил также, что во время предстоящего совещания представителей тибетских общин духовный лидер Тибета будет находиться в Дхарамсале, но не примет участия в этой встрече, начинающейся 17 ноября. «Его Святейшество не примет участия в этой встрече и крайне маловероятно, чтобы он встретился в этот период с прессой», -
сказал Тензин Такла в интервью Afp.
Днем ранее, 11 ноября, Тензин Такла
заявил Afp, что духовный лидер тибетского буддизма считает диалог с Пекином единственным путем к разрешению тупиковой ситуации, возникшей в отношении проблемы Тибета, несмотря на отсутствие продвижения в ходе последнего раунда переговоров. «Не может быть прогресса, если нет переговоров. Диалог является единственным решением. Такова непоколебимая позиция Далай-ламы», - сказал он. Представитель правительства Тибета в изгнании Тхубтен Сампхел (Thubten Samphel)
отметил для Afp, что Далай-лама в октябре говорил: «его доверие к китайскому правительству иссякает». «Однако он никогда не говорил, что отказывается от переговоров», - подчеркнул Сампхел.
Тем не менее, представители единого фронта центрального комитета компартии выступили с комментариями по «состоявшейся 6 ноября встрече представителей центрального правительства с частными представителями Далай-ламы», которые ясно свидетельствуют об их настойчивом
стремлении завести переговоры в тупик. Русская служба государственного агентства Синьхуа
привела 11 ноября заявления, которые сделал заместитель заведующего отделом единого фронта Ситар, представляющий в дискуссиях китайскую сторону. Повторив, что «сторона далай-ламы не соблюдала своих обещаний проводить курс, основанный на принципе "4 не поддерживать" и нанесла серьезный урон атмосфере контактов и переговоров», чиновник напомнил расшифровку этой иероглифической формулы пекинского руководства, с которой, по его словам, сторона Далай-ламы выразила согласие на июльском раунде: «не поддерживать акции, нацеленные на срыв Пекинской Олимпиады; не поддерживать акции, подстрекающие к насилию; не поддерживать и конкретными мерами обуздывать террористическую деятельность "Конгресса тибетской молодежи"; не поддерживать позицию и акции, нацеленные на достижение "независимости Тибета" и раскол Китая».
"Мы придаем крайне важное значение этим обещаниям, однако последующие слова и действия со стороны далай-ламы вызывают сожаление", - отметил далее Ситар, перечислив события, заставившие руководство компартии Китая немало понервничать. «За несколько дней до и после открытия Пекинской Олимпиады сторонники Далай-ламы, организовали за рубежом протесты перед входами более чем в 40 посольств и консульств КНР, в которых приняли участие свыше 16 тысяч человек», - заявил он. «Они также наняли иностранцев для проведения провокационных акций вблизи олимпийских объектов и на площади Тяньаньмэнь», - добавил Ситар. «С 28 июля ‘Конгресс тибетской молодежи’ многократно провоцировал в Индии акции голодовки, а 7 августа заявил о начале второго этапа ‘повстанческого движения тибетского народа’», - продолжил представитель единого фронта, выдвинув затем еще более серьезное обвинение: «В сентябре на конференции ГА ООН стремящиеся к "независимости Тибета" раскольники угрожали личной безопасности премьера Госсовета КНР Вэнь Цзябао».
Напомним, что заместитель заведующего отделом единого фронта центрального комитета компартии Ситар представляет на переговорах со специальными посланниками Далай-ламы китайскую сторону совместно со своим коллегой Чжу Вэйцюнем. «Мы можем принять только такую позицию, что Лоди Гьяри и Келсанг Гьялдзен как частные представители далай-ламы в проведенных с нами переговорах озвучили полный отказ далай-ламы от раскольнической деятельности. Мы совершенно не настроены обсуждать так называемую ‘тибетскую проблему’», - заявил последний в ходе пресс-конференции 10 ноября. По его словам, «серьезные разногласия» между сторонами заключаются в «Меморандуме об истинной автономии Тибета», который в ходе
последнего раунда переговоров в Пекине представили центральному правительству специальные посланники Далай-ламы. «В этом так называемом ‘меморандуме’ содержатся статьи, которые направлены на раскол», - констатировал Чжу Вэйцюнь.
Однако китайская сторона не ограничилась только заявлениями отрицания по поводу предложений ‘срединного пути’ Далай-ламы. Как
сообщается на сайте международного радио Китая CRI.cn, на пресс-конференции Чжу Вэйцюнь сказал, что в ходе встречи с частными представителями далай-ламы заместитель председателя всекитайского комитета НПКСК Ду Цинлинь выдвинул три требования: «Во-первых, в Китае любая организация и частное лицо должны действовать в соответствии с Конституцией, поддерживать руководство Компартии Китая, придерживаться социалистического пути развития с китайской спецификой и проводить режим автономии в национальных районах. Во-вторых, все автономные районы - неотъемлемая часть КНР. В-третьих, политика правительства Китая в отношении далай-ламы является ясной и неизменной».
Если, в соответствии с пекинской риторикой, последнюю формулу следует рассматривать в качестве принципа ‘поддерживать три’, с которым обязаны согласиться Далай-лама и его сторонники, то следует заключить, что диалог с представителями ‘единого фронта’ - морально устаревшей структуры, призванной от имени идеологии господствующего атеизма осуществлять контакт с религиозными организациями, - действительно зашел в тупик. Отсюда становится очевидным, что дискуссии по тибетской проблеме должны развиваться через контакты с другими структурами пекинского руководства, будущее которых не зависит в такой степени от успехов в идейной борьбе с религией и верующими.
Патруль на улице Лхасы вблизи монастыря Джоканг, ноябрь 2008
Далай-лама потерял надежду на соглашение с Пекином, но в отставку не собирается Далай-лама отказывается убеждать Пекин предоставить Тибету большую автономию В Китае началось строительство академии для подготовки ‘патриотических’ тибетских монахов Посланник Далай-ламы: репрессии китайских властей в Тибете подобны периоду ‘культурной революции’