Обнаружены ‘черные’ тюрьмы, в которых содержатся податели петиций

Oct 21, 2008 03:51

Тайные места лишения свободы, или 'черные тюрьмы', процветают в материковой части Китая в рамках кампании, которую региональные власти ведут против подателей петиций. Обвинения в адрес чиновников по поводу тайного лишения свободы циркулируют уже в течение двух лет. Теперь, после того, как группа активистов в Пекине провела в конце сентября серию операций по освобождению подателей петиций, закрытых в черной тюрьме, пристроенной к изношенной бюджетной гостинице, появились доказательства существования таких тайных тюрем.

Те, кто пытается добиться справедливости или мало доверяет правовой системе низшего уровня, нередко пробуют передать свои жалобы высшим чиновникам в больших центральных городах вроде Пекина. Однако правительства низшего уровня считают их головной болью, приказывая милиции подвергать их физическому насилию и психологическим пыткам.

Преподаватель права в Пекинском университете почты и телекоммуникаций Сюй Чжиюн (Xu Zhiyong) заявил, что ему стало известно о черных тюрьмах после того, как поступили призывы о помощи от нескольких жалобщиков, запертых в одной из комнат гостиницы Youth Hotel на улице Тайпин, рядом с парком 'Taoranting'. Когда Сюй Чжиюн и еще несколько активистов пришли в эту тюрьму, там были заперты около 30 подателей петиций, в основном из провинции Хэнань. Считают, что гостиница с безликим названием «Молодежная» является одной из четырех черных тюрем, устроенных властями провинции Хэнань в союзе с неразборчивой в средствах администрацией гостиниц и бандитами. Туда временно помещают под замок жалобщиков, которых должны затем вернуть в города, где они проживают.

В результате проведенного активистами расследования выяснилось, что администрации гостиниц предлагается 150 юаней в сутки за каждого жалобщика, тогда как с обычных гостей они получают 120 юаней. Администрация и нанятые ею бандиты выполняют в таких учреждениях функции надзирателей. Представитель правительства провинции Жэнь Гаочао (Ren Gaochao) заявил South China Morning Post, что понятия не имеет о подобных учреждениях, однако постарается навести справки.

Неизвестно, сколько подобных учреждений существует в Пекине и разрешило ли их деятельность какое-либо правительственное агентство; но после отмены центров лишения свободы и репатриации (shourong) черные тюрьмы вполне могут оказаться удобной тактикой для чиновников, стремящихся убрать подателей петиций из виду. Система центров лишения свободы и репатриации в больших городах предназначалась для содержания лиц, не имевших разрешения на работу; их выводили на работу, пока родственники не пришлют деньги на обратную дорогу. Система была ликвидирована в июле 2003 года под напором общественного негодования, вызванного смертью молодого графического дизайнера. Сунь Чжиган (Sun Zhigang) был отправлен в такой центр города Гуанчжоу, столицы провинции Гуандун, когда не смог показать городскую прописку, и в марте 2003 года был там забит до смерти.

Черные тюрьмы призваны заполнить вакуум, образовавшийся после отмены центров лишения свободы. Задержания без должного судебного процесса являются грубым нарушением прав человека, отмечает Сю Чжиюн, обладатель докторской степени. «Черные тюрьмы еще хуже, поскольку они граничат с незаконным заключением», - поясняет он. В своих интернет-постах, переведенных на блоге Black And White Cat, Сюй Чжиюн рассказывает, что несколько раз подвергся избиениям во время столкновений с управляющими отелей и бандитами. Он выражает уверенность, что в Пекине имеются еще подобные черные тюрьмы, устроенные региональными чиновниками; и он намерен продолжать работу по их выявлению. «Мы будем сражаться с этими раковыми опухолями, пока они не исчезнут», - говорит он.

Ма Сижун (Ma Xirong) впервые столкнулась с условиями ‘черной тюрьмы’, когда была помещена в душную комнату гостиницы Juyuan Hotel на юге Пекина в марте 2006 года. Позднее 59-летняя заявительница из города Синьсян (Xinxiang) была отправлена под конвоем милиции в свой город.

Ма, уехавшая из Пекина после того, как ее спасли правозащитники, пережила ужасный опыт в мае, когда отказалась следовать за милиционерами в обветшавший отель, часть которого занята под тайную тюрьму для подателей петиций. «Меня затолкали в микроавтобус, где четыре милиционера стали наносить удары и пинки со всех сторон. ‘Бейте ее до смерти, потому что у нее больше нет сына’, говорил один из них», - рассказала она гонконгской газете. Она и не помнит, сколько раз ездила в Пекин в поисках справедливости, когда ее сын, студент университета Jiaotong в городе Сиань, стал в июле 2006 года жертвой аварии. Он скончался вследствие того, что она считает умышленной задержкой в оказании помощи.

По словам Ма, жалобщики, запертые в нелегальных учреждениях, становятся объектами привычного запугивания и издевательств со стороны охранников, большинство из которых находятся в родстве с чиновниками, на действия которых были поданы жалобы дома. Когда жалобщики обращались в пекинскую милицию, оттуда «приходили, а после переговоров за закрытыми дверьми с администрацией отеля уходили».

Ее испытания разделили в материковом Китае тысячи человек, пытавшихся подать заявления против чиновников. 46-летняя Ван Цзиньлань (Wang Jinlan), приехавшая с петицией из Пиндиншань (Pingdingshan), также в провинции Хэнань, рассказала гонконгской газете, что находилась под замком два дня, пока с помощью активистов не вышла на свободу 22 сентября. По ее словам, так и осталось неизвестным, кто были охранники, и что могло случиться с ней и другими жалобщиками, к которым администрация отеля и охранники «относились, как к свиньям».

Ван Цзиньлань обращалась с жалобами по поводу постановления о компенсации в связи с дорожным происшествием, начиная с 1995 года. По ее словам, она лишилась своей земли в качестве наказания со стороны раздраженных ее жалобами правительственных чиновников низшего уровня. Эта система, считает она, просто насмешка, там никогда не уважали справедливость. «Но мне некуда отступать, ведь у меня не осталось ничего, кроме как продолжать добиваться справедливости», - приводит ее слова South China Morning Post.



Вход в гостиницу "Молодежная" (Youth Hotel) в Пекине, часть комнат которой занята под 'черную' тюрьму
После задержания в период Олимпиады вышла на свободу пытавшаяся протестовать жительница Пекина

права человека, Пекин

Previous post Next post
Up