Сообщения, поступающие из Большого Тибета (так называется историческая территория, разделенная маоистским руководством Китая между Тибетским автономным районом (ТАР) и соседними провинциями Ганьсу, Сычуань и Цинхай), напоминают сводки новостей из зоны оккупации, где началось национально-освободительное восстание. А разгорелось его пламя от двух манифестаций по случаю 49-й годовщины Тибетского народного восстания: 10 марта власти Лхасы
пресекли выступление 9 монахов и двух мирян из монастыря Сера, а также стихийное шествие монахов из расположенного в предместье столицы ТАР монастыря Дрепунг.
Спустя две недели все входы и выходы из столичных кварталов перекрыты вооруженной милицией, задерживающей всех, у кого нет здесь прописки (хукоу), продолжаются поквартирные обыски - в первую очередь забрали всех «неблагонадежных» из числа известных активистов и бывших политзаключенных (если не заставали, забирали семью), а теперь уводят членов других семей. Из Лхасы и Тибетского автономного района по указаниям властей, принятых «исходя из интересов личной безопасности иностранцев в Лхасе», удалены иностранные журналисты и блоггеры, тогда как в других местах проезд в тибетские поселения и монастыри перекрыли блокпосты вооруженной милиции Китая. Ежедневно передаются сведения о числе задержанных и «сдавшихся властям» тибетцев, подозреваемых «в причастности к беспорядкам», причем в официальных данных говорится о 24 арестованных, а неофициальный источник сообщил о 600 монахах, переброшенных военными самолетами в тюрьмы соседней провинции Сычуань.
Даже в удаленных от центра тибетских поселениях скромные выступления нескольких монахов быстро переходят в многотысячные шествия к зданиям правительственных учреждений, где бессильная прекратить их уездная милиция вызывает подкрепления из центра. По вечерам стороны разносят убитых и раненых, чтобы на следующий день вновь сойтись в центре Лхасы - солдаты стреляют в воздух или швыряют гранаты со слезоточивым газом, тибетские скотоводы отвечают градом камней.
Во вторник кризис дошел до самых верхов: обычно умеренный премьер Госсовета КНР Вэнь Цзябао выступил с обвинениями в адрес тибетской эмиграции, приписав организацию всех протестных выступлений "клике Далай-ламы", на что Далай-лама отозвался в таком духе: пусть хоть мои анализы исследуют, если настолько жаждут обнаружить следы участия в митингах протеста.
Можно с уверенностью говорить о двух причинах, которые привели к событиям такого размаха. Во-первых, приближается 50-я годовщина Тибетского народного восстания 1959 года, после которого Далай-лама и тибетские активисты вынуждены были покинуть родину: полвека в изгнании - огромный срок. Естественно было ожидать в преддверии Олимпиады в Пекине, которая сама по себе должна стать исторической датой для Китая, что 10 марта 2008 года приобретет символическое значение круглой даты.
Во-вторых, пекинские власти решили, что 2008 год, обозначенный тибетскими астрологами как неблагоприятный для Далай-ламы, в жизни которого начался новый цикл буддийского календаря, непременно должен использоваться для создания всецело подчиненного государственным интересам механизма передачи высшей религиозной власти. Буддисты верят, что ушедший из этого мира учитель может, чтобы продолжить передачу знаний и текстов, вернуться в новом рождении. Специальная комиссия из влиятельных лам, основываясь на известных им признаках, находит среди тибетских детей того, кто признается перерожденным наставником верующих. В соответствии с этой древней традицией, Далай-лама XIV, как было до сих пор, отнюдь не очередной религиозный деятель, а 14-е явление одного и того же духовного лидера.
Пекин уже проводил партийные эксперименты в сфере, связанной с поиском новых реинкарнаций основных персонажей тибетского буддизма, таких как далай-ламы, панчен-ламы и кармапы, но его опыты завершились провалом. Особенно неприятной стала история с тибетским мальчиком, которого по указанию властей признали 11-м перерождением панчен-ламы и который живет теперь в Пекине, повторяя, что "китайский народ, включая все его этнические группы, может жить счастливо только под руководством КПК". Тибетцы внутри Тибета называют его панчен-зума - "фальшивый панчен", говорят, что он вообще покончил с собой, а настоящий панчен-лама живет в Индии. Местонахождение другого мальчика, признанного Далай-ламой в качестве перерождения Панчен-ламы Х, власти не раскрывают уже в течение многих лет, утверждая, что он ведет "обычную жизнь", однако теперь, в соответствии с предложением комиссии США по международной религиозной свободе, с просьбой о встрече с ним вполне может обратиться президент Джордж Буш, когда будет гостить на Олимпийских играх в Пекине.
Политические активы однопартийного режима оказались невелики, и 18 июля 2007 года в стране была принята директива государственного управления по делам религии КНР под предельно бюрократическим названием: "Меры по управлению реинкарнациями живых будд в тибетском буддизме". Эта директива № 5 запретила тибетским ламам с 1 сентября возвращаться из мира мертвых без разрешения пекинских чиновников. "Когда реинкарнируемый живой будда наследует предшественнику, представитель выдающей разрешение организации зачитывает текст разрешения, а соответствующая буддийская ассоциация выдает сертификат живого будды. Единообразный образец удостоверения живого будды утверждается Всекитайской буддийской ассоциацией и подается для записи в Государственное управление по делам религий", - гласит, в частности, статья 10. Если кто-то вознамерится в нарушение данной директивы "самовольно производить реинкарнацию живых будд", гласит следующая, 11-я, статья, то управление по делам религии "должно налагать на частных лиц и организации административные наказания; при составе уголовного преступления должно вестись законное преследование для привлечения к уголовной ответственности".
С целью продвижения этой директивы власти затеяли уроки патриотического воспитания для госслужащих из числа тибетцев, включая учителей. Когда же Далай-лама заявил, что в таком случае может назначить преемника еще при жизни или провести референдум по вопросу о самом сохранении института далай-лам, пекинские идеологи усилили работу в монастырях, требуя от монахов твердого согласия со своей бюрократической инициативой. Тибетские религиозные комиссары, как называют местных представителей патриотического 'eдиного фронта', важного идеологического органа, отвечающего за доведение до рядовых верующих постановлений компартии Китая, ответили обвинениями в нарушении буддийской традиции. В результате этой пропагандистской активности не только обыватели в Европе, но и рядовые тибетские пастухи, не особенно разбирающиеся в исходящей от Пекина бумажной туфте, узнали о новых действиях против Далай-ламы.
1 августа скотовод Ронгье Адрак вырвал у выступавшего на церемонии открытия ежегодного праздника конных скачек в провинции Сычуань китайского чиновника микрофон и спросил у тибетцев, хотят ли они возвращения Далай-ламы и Панчен-ламы. Толпа дружно ответила "да", а затем отправилась к зданию милиции требовать освобождения арестованного пастуха. Протесты, во время которых в регионе ставили свои палатки семьи скотоводов с удаленных пастбищ, прекратились только через неделю - и то из-за угрозы применения силы со стороны введенных в уезд подразделений вооруженной милиции, которая, в отличие от обычной, имеет армейскую структуру и бронетехнику. Ронгье Адрак был приговорен к 8 годам тюрьмы - как говорилось в обвинении, он публично "подстрекал к расколу страны и подрыву ее целостности"; вместе с ним - за пересылку фотографий и информации о событии зарубежным организациям - были осуждены еще трое.
Но эта скандальная история ничему не научила Пекин - возможно, потому, что партийные деятели на местах, чтобы не получить выговор, предпочитают не тревожить центр плохими вестями. На 17-м съезде компартии впервые публично заговорили о необходимости вести партийную работу в сфере религии, формировать отряды "богословов-патриотов", готовить для грядущей Олимпиады "религиозных добровольцев", которые сопровождали бы в храмы иностранных гостей и спортсменов.
На официальном уровне Далай-лама объявлен носителем splittism’a - этот термин переводят на русский имеющим явную религиозную коннотацию словом "раскол". Очевидно, "раскол" в условиях капиталистического Китая, руководимого компартией, означает вовсе не отказ от идей классовой борьбы, поскольку от них отказалась и сама компартия, говорящая о построении "гармоничного общества". "Раскольническая" деятельность Далай-ламы - это отказ от "гармонии", подразумевающей единство и сплоченность вокруг партийной идеологии, от признания "сертификатов живых будд" в качестве последнего свидетельства религиозной истины. Говоря, что события в Лхасе "в очередной раз обнажают раскольническую сущность клики далай-ламы", пекинское руководство попросту лицемерит, не заявляя прямо, что это не синоним сепаратизма, призывающего к отделению части государства, а диссидентство в его изначальном смысле, отход от господствующей и "единственно верной" идеологии.
«Мы вступили в кровопролитную и ожесточенную борьбу с кликой Далай-ламы, борьбу с врагом не на жизнь, а на смерть», - объявил 19 марта секретарь комитета компартии ТАР Чжан Цинли, призвавший массы единодушно сплотиться в крепостную стену, чтобы достичь полной победы в битве с врагом. «Далай-лама - это волк в монашьей рясе, монстр с человеческим лицом и сердцем животного», - сказал вожак коммунистов, прибегнув к извлеченной из мрачных подвалов культурной революции риторике. Опускаясь накануне Олимпиады в Пекине до уровня политических экстремистов ушедшей в далекое прошлое маоистской эпохи, деятели нынешнего однопартийного режима могут без особого промедления оказаться на свалке истории.
Пекинскому руководству следует учесть, что события в Тибете, начавшиеся с относительно замкнутых "инцидентов 310 и 311", как назывались в официальных текстах мирные манифестации монахов 10 и 11 марта, по его собственной инициативе переходят в перманентную войну на религиозной почве. Солидарное сопротивление тибетских поселений и монастырей способно не только оттянуть на себя огромные силы вооруженной милиции и армии, но и заставить олимпийских спонсоров прекратить сотрудничество со страной, проливающей кровь своих граждан за их религиозные убеждения. Приобретая опыт сражений с вооруженной милицией, "раскольники" становятся сильнее, тогда как пекинское руководство рискует бойкотом Олимпиады, за успешное проведение которой, между прочим, высказался и Далай-лама.
Перед огромным портретом председателя Мао Цзэдуна на площади Тяньаньмэнь (by
Natalie Behring)