SCMP: Китаю лучше излечиться от паранойи в отношении Далай-ламы

Feb 19, 2008 11:30

Фрэнк Цзин (Frank Ching), обозреватель и ветеран журналистики из Гонконга, считает, что Китаю следует "относиться к проблеме Тибета более прагматично", и что для имиджа Китая будет куда лучше, если Пекин избавится от паранойи в отношении других стран, которая особенно проявляется, "если дело касается Далай-ламы".

В вопросах public relations Китай представляет что-то вроде неофита, пишет он в статье, опубликованной на страницах South China Morning Post 13 февраля. Китай пользуется помощью лоббистов и стремится расширить свое влияние, открывая по всему миру институты Конфуция, но большинству чиновников, которые занимаются имиджем Китая за рубежом, все равно не хватает изобретательности.

Одна из проблем в том, что коммунистическая партия никак не хочет признать ошибки Мао Цзэдуна, который возглавлял страну со времени учреждения "народной республики" в 1949 году и до своей смерти в 1976-м. Мао несет ответственность за бесчисленные смерти и бедность, возникшие в стране в результате разрушительных политических кампаний вроде "большого скачка" и "культурной революции". Именно Мао и его коммунистическая партия несут ответственность за бесчисленные частные трагедии. Но и сегодня партия не проявляет желания рассмотреть вопрос о компенсации жертвам политики прошлого, продолжая оказывать почести усыпальнице Мао на площади Тяньаньмэнь, отмечает Фрэнк Цзин в статье, перепечатанной также на сайте International Campaign for Tibet (www.savetibet.org).

В 1980-е партия начала признавать, что Мао Цзэдуна преследовали ужасающие заблуждения, особенно в связи с запуском "культурной революции". Но даже эти признания были затерты фразами вроде "ошибка великого пролетарского революционера", словно всем ясно, что великим людям позволено совершать великие ошибки.

Сегодня китайские власти с гордостью заявляют, что все позитивные перемены в Китае за последние тридцать лет произошли благодаря самой партии, требующей признательности за исправление ошибок, которых можно было избежать в самом начале, и стоивших китайскому народу миллионы жизней. И они никоим образом не намекают на то, что другие партии не могли исправить ошибки коммунистов просто потому, что никаким другим партиям не позволялось существовать. Каждый раз, как только какая-нибудь группа пыталась создать политическую партию, как это было, в частности, с Демократической партией Китая в 1998-м, этих людей арестовывали и отправляли в тюрьму. Руководители этого мертворожденного младенца попытались зарегистрировать свою партию в тот самый день, когда в Китай с государственным визитом прибыл президент США Билл Клинтон, надеясь, что его присутствие защитит их; но их арестовали, как только он покинул страну.

Китайские власти любят также приписывать проблемы в международных отношениях культурным различиям. Хотя лингвистические и культурные различия и в самом деле существуют, продолжает Фрэнк Цзин, корни большинства проблем лежат на поверхности. Если бы Пекин демонстрировал большую прозрачность в управлении и принятии решений, недопонимание могло бы значительно уменьшиться. "Культурные" различия зачастую являются различиями между демократической и авторитарной культурой. Китай имеет немного опыта общения с другими странами на основе равенства, традиционно считая все прочие народы немногим лучше варваров, отмечает гонконгский журналист. Сегодня Китай выступает, конечно же, твердым сторонником демократии в международных отношениях, чтобы каждая страна имела равный вес. Но вот что любопытно: всякий раз, как только министерство иностранных дел сообщает о телефонных переговорах между американскими и китайскими лидерами, эта информация открывается фразой, что беседа состоялась "по просьбе" лидера США, как будто американская сторона выступила в роли просителя. Впрочем, сегодня все чаще используется нейтральная фраза: "предварительно намеченная телефонная беседа".

Изменение положения в сфере прав человека может сотворить чудеса в улучшении имиджа Китая, констатирует гонконгский журналист. Китаю не помешало бы также избавиться от своей "почти параноидальной" модели поведения в отношении других стран, когда дело касается Далай-ламы. Пекин настаивает на том, что "он никакой не религиозный деятель, а политический изгнанник, постоянно занимающийся раскольнической деятельностью", но если иностранные лидеры принимают Далай-ламу, то только в качестве духовного лидера. "Ни одна страна в мире не признает Тибет как независимую страну; Китай может значительно сократить осложнения в своих отношениях с другими странами, попросту относясь к тибетской проблеме прагматично", добавляет Фрэнк Цзин.

Если Пекин серьезно настроен на то, чтобы изменить свой международный имидж, "ему следует понять, что необходим лучший продукт, а не лучшие продавцы. Решение проблемы Китая - в руках самого Китая", заключает ветеран гонконгской журналистики.


Мао объявляет о запуске государственного проекта "культурной революции"

Еще девять комментариев о компартии (Китая)

Далай-лама, Китай

Previous post Next post
Up