Под пекинского панчена создана новая система буддийского образования с новыми учеными званиями

Dec 09, 2019 03:30

Для китайской бюрократии наиболее важным аспектом “китаизации буддизма” должна быть подготовка новой иерархии тибетского буддизма под руководством пекинского панчена, который стал главным проводником партийной линии в сфере религии.

В центре этого процесса, требующего отказа не только от традиционного монастырского образования, но и от авторитета религиозных лидеров четырех школ тибетского буддизма и религии бон, к которым по-прежнему прислушиваются последователи внутри Тибета и за рубежом, оказалась китайская высшая духовная академия тибетского буддизма, открытая 1 сентября 1987 года по инициативе Панчен-ламы Х в монастыре Хуансы (Желтый дворец) в Пекине.

В мае 2017 года администрация буддийского колледжа высшего уровня объявила о прекращении присвоения промежуточного ученого звания, так как намерена сосредоточиться на подготовке обладателей высшей степени. Это решение связывалось с внедрением так называемой “методики награждения учеными званиями в тибетском буддизме”, принятой в пробном порядке госуправлением по делам религии (Sara) еще в 2015-м.

В этом не слишком известном документе описывалась совершенно новая система степеней тибетских буддийских наставников: элементарная или педагогическая называется "чанрамба" (chanrampa), промежуточная - "чжирамба" (zhiramрa, zhiranba), высшая дает титул “дорамба” (thorampa, tuorangba). Стоит отметить, что в сообщениях китайского госагентства Синьхуа на русском (но не на английском) в названии высшей степени может добавляться тибетский титул "геше", присваиваемый в монастырях школ гелуг и сакья, хотя степень “геше-дорамба” представляется фальшивой.

Титул “дорамба” дают только после окончания академии в Пекине, куда монахи поступают исключительно по направлениям отделений китайского общества буддистов из Тибетского автономного района и провинций Сычуань, Юньнань, Ганьсу и Цинхай. Для укрепления имиджа новый титул иногда преподносится как эквивалент степени “геше-лхарамба” школы гелуг, однако между новой системой, базирующейся на китайской модели “государственного образовательного стандарта“, и традиционным монастырским образованием имеется принципиальная разница.

Прежде, поясняет на пропагандистском сайте Tibet.cn заместитель директора академии Тхутоп Сенгъе (Thutop Sengye), в сектах тибетского буддизма существовали разные ученые звания, и это не позволяло ввести стандарты единого экзамена, что не соответствует современной китайской системе образования.

Напомним, что весной 2016-го ежегодный экзамен на степень “геше-лхарамба”, в котором участвовали монахи из 11 главных монастырей школы гелуг в Тибетском автономном районе, проводился в Лхасе. 10 апреля на заключительной церемонии восьмидневного экзамена в монастыре Джоканг сертификаты "геше-лхарамба" получили 11 монахов.

Бывший тогда председателем тибетского отделения китайского общества буддистов Чжукан Тубданкечжуб заметил, что это была уже 12-я церемония после возобновления в 2004 году. На отчетном снимке China Daily во дворе монастыря Джоканг была запечатлена наиболее популярная часть экзамена - устные дебаты по сутрам.

Однако 13 мая 2017 года дебаты по сутрам проводились во дворе академии в Пекине и в этой части экзамена, как заявил Чжукан Тубданкечжуб, должны теперь участвовать монахи из школ гелуг, сакья, нингма и бонизмо (бон).

В репортаже Tibet.cn говорится, что 13 монахов сдавали экзамен на степень “дорамба”, 16 на промежуточную степень, еще 24 монаха, в том числе 12 из школы гелуг, шесть из нингма и шесть из бонизмо, проходили экзамен на квалификацию педагога (то есть на элементарную степень).

Год спустя после завершения трехлетней программы обучения степень "дорамба" получили в Пекине еще 20 монахов, но об их принадлежности к конкретной школе тибетского буддизма не упоминается. В заметке Синьхуа на английском говорится лишь, что сертификаты о присвоении титула им вручил 19 мая 2018 года председатель академии Джамьянг Лобзанг Джигме Тубдан Чокьи Нима (Jamyang Losang Jigme Tubdain Qoigyi Nyima), а на церемонии присутствовали чиновники китайского общества буддистов и отдела по работе единого фронта компартии (напомним, что в этом отделе растворились сотрудники Sara, переведенные в аппарат центрального комитета компартии). Утром 20 мая новоиспеченных обладателей титула “дорамба” принял 11-й панчен Гьялцен Норбу (Эртни Чоэлки-кялбо в китайской версии).

21 мая 2019-го ритуал почитания перед пекинским панченом совершили уже 40 монахов, накануне сдавших в академии единый экзамен на высшую степень. По данным Синьхуа, после 15-й церемонии титул "дорамба" получили в общей сложности 208 монахов.

Присвоение промежуточной степени передано в колледжи различных уровней в тибетских регионах. Тибетский колледж высокого уровня (в русской версии называвшийся в 1990-х “духовным училищем по тибетскому буддизму”, затем "духовной академией ламаизма"), расположенный в поселке Недан в уезде Чушул (кит. город Ньетан уезда Цюсю, административно подчиненного городу Лхаса), также наладил обучение по стандартам единого экзамена для последователей всех пяти сект тибетского буддизма.

Как сообщалось, 26 июня Чжукан Тубданкечжуб, уже в качестве исполнительного заместителя тибетского отделения китайского буддийского общества, провел в колледже церемонию выпуска курсантов набора 2015 года. 91 выпускник первого подготовительного класса удостоен младшего ученого звания "чанрамба", 82 выпускника удостоены промежуточного "чжирамба", тогда как 47 выпускникам, учившимся по направлению тибетского отделения, присвоено промежуточное звание "недан урамба".

Таким путем формируется специфическая пирамида тибетского буддизма с иерархией, получившей свои титулы в новой системе подготовки “патриотических” наставников, окончательно потерявшей связь с традиционным монастырским образованием. На вершине пирамиды стоит пекинский панчен, назначенный 22 июня на должность главы тибетского отделения китайского общества буддистов. Несмотря на то, что его длительной поездке по Тибету в сентябре был посвящен большой отчет Синьхуа, его авторитет все равно невысок, поэтому и понадобилась новоиспеченная "элита", которая обязана учеными званиями только компартии.

Тибет, монахи

Previous post Next post
Up