В тибетских округах провинции Цинхай подверглись переселению 200 тысяч крестьян и скотоводов

Nov 05, 2019 03:33

Более чем за год до окончания срока 13-го пятилетнего плана (2016-2020) китайские чиновники отчитались о выполнении задачи по переселению в тибетских областях провинции Цинхай 12 тысяч скотоводческих и земледельческих домовладений, насчитывающих 200 тысяч человек.

Тибетский центр прав человека и демократии (TCHRD) приводит эти цифры из репортажа государственного телевидения CCTV от 12 сентября, в котором подчеркивалось, что программа переселения позволила улучшить экономическое положение сельского населения благодаря вовлечению бывших скотоводов и крестьян в проекты сельского туризма, включая бизнес по размещению туристов в тибетских семьях, продажу сувенирной продукции, управление точками развлечений и закусочными.

Среди переселенных 251 домовладение скотоводов и земледельцев из 30 “пораженных бедностью” деревень в 7 городах и поселках округа Малхо (кит. Хуаннань-тибетский автономный округ), которые были перемещены в 2016 году в переселенческую деревню Декьи (это название означает на тибетском 'счастье') в уезде Ченца (кит. Цзяньчжа) того же округа.

Через два года после переселения местные чиновники выбрали 30 домовладений в деревне Декьи для пилотного эксперимента по открытию бизнеса приема туристов с проживанием в семье, который проводится в рамках общего развития индустрии сельского туризма.

Такой бизнес доступен только в период туристического сезона, но при этом вся семья, проживающая в домовладении, занимается приготовлением пищи, перестиланием постелей, а также развлечением туристов. Переселенческая деревня превращается в туристическое поселение, жители которого, оторванные от земли своих предков, вынуждены искать новые источники выживания в “индустрии культурного туризма”.

Переселение сотен тысяч тибетцев проводится под предлогом создания на бывших полях и пастбищах национальных парков ‘для охраны природной среды и исчезающих видов”. В так называемой белой книге по охране экологии Цинхай-Тибетского нагорья, выпущенной в августе 2018 года, особо подчеркивается "выплата субсидий и вознаграждений за экологическую защиту пастбищ".

Как сообщило в январе госагентство Синьхуа, уже запущено строительство десяти пилотных национальных парков. Первым таким парком стал "Саньцзянъюань", расположенный в районе, где берут начало реки Янцзы, Хуанхэ и Ланьцанцзян (Меконг), строительство которого ведется с 2016 года, а открытие запланировано на 2020 год. По данным обследования 2018 года, территория "парка истоков трех рек" включает 9,96 млн га пастбищ, 2,15 млн га заболоченных земель и 299 тысяч га лесов.

Между тем китайские эксперты из учреждений академии наук указывают, что местных жителей следовало бы не переселять, а оставить там, где они могли бы продвигать программы национального парка и постепенно улучшать свою жизнь. TCHRD цитирует доводы, с которыми выступил в начале августа заместитель директора центра природного и культурного наследия Китая (Cnach) при институте географии и изучения природных ресурсов (Igsnrr) Минь Цинвэнь (Min Qingwen). В соответствии с “передовой международной мыслью и с учетом национальных условий Китая людей нельзя отделять от природы, управление людьми должно стать частью управления экосистемой”, отмечает он в статье, опубликованной на сайте народного политико-консультативного совета Китая.

Если придавать “чрезмерное значение переселению местных жителей”, то это не только затрудняет его проведение на практике, но и не способствует охране экологии. “Развитие национальных парков должно позволять местным жителям участвовать в экологической работе”, продолжает он, используя конкретный пример из жизни национального парка "Саньцзянъюань”, под который забрали немалую часть тибетских автономных округов Кьегудо (Юйшу), Голок (Голо), Цолхо (Хайнань), Цонуб (Хайси) и Малхо (Хуаннань) в провинции Цинхай. В этих округах более 90 процентов населения составляют тибетские скотоводы и земледельцы.

Зимой, когда после снегопадов и бурь дикие животные на территории парка голодали, местные монахи и простые тибетцы спонтанно организовали доставку пищи и воды для них. В случае подобного бедствия или чрезвычайной ситуации горстка административных работников не сумеет справиться, констатирует китайский профессор.

Впрочем, эти соображения вряд ли учитывались при реализации проектов переселенческих деревень, которые опираются как на положения и меры по охране экологии,так на директивы по искоренению бедности . В то же время, как известно по материалам уголовного процесса, прошедшего в округе Кьегудо (Юйшу) в мае, “несогласие с компенсацией на сохранение окружающей среды и побуждение других лиц к отказу от получения данной компенсации”, может повлечь обвинение в воспрепятствовании политике компартии.

Поскольку Си Цзиньпин (習近平) объявил, что лично руководит кампанией по искоренению бедности, переселение тибетцев преподносится как рост благосостояния за счет "культурного туризма", хотя в реальности переселенцам приходится буквально выживать на пособия.

Тибетский автономный район также дает в отчетности, касающейся переселенных тибетцев, огромные цифры. Как сообщило Синьхуа 28 сентября, по плану требовалось инвестировать 19,78 млрд юаней в строительство 970 переселенческих поселений, тогда как на конец августа освоено 93,6% инвестиционного фонда и завершено строительство 56 тысяч домов (по плану 60931). В рамках борьбы с бедностью переселяются 266 тысяч жителей из “пораженных бедностью” и экологически хрупких областей, из которых 3359, или 939 семейств, проживали на высоте более 4800 м.


переселение, Тибет, компартия

Previous post Next post
Up