В уезде Сершул тибетского округа Карцзе исторической провинции Кхам (кит. Ганьцзы-тибетский автономный округ провинции Сычуань) остаются под стражей трое тибетцев, обвиненных в причастности к призывам за освобождение 11-го Панчен-ламы.
29 апреля тибетец по имени Вангчен поднялся на склон горы позади монастыря Сершул, возжег благовония и развесил молитвенные флажки лунгта. Во время церемонии он выкрикивал призывы, чтобы Гендун Чокьи Ньима был освобожден и смог воссоединиться в Тибете с Далай-ламой, который когда-нибудь вернется на родину.
По
словам источника Radio Free Asia (RFA), занимавшиеся сбором гусеничного гриба (ярсагумба) тибетцы советовали не кричать политически щекотливые лозунги, опасаясь, что его заберет полиция. "Но он ответил, что свыше 150 тибетцев совершили самосожжения, и всем тибетцам следует разделить груз ответственности за это".
Когда Вангчен спустился назад, его задержали служащие местной полиции. Около 10.30 в монастыре были задержаны еще трое "сообщников": Лобсанг, Юнтен (Younten) и еще один, имя которого остается неизвестным. Последний - инвалид, не способный разговаривать - был позже отпущен.
У них отобрали мобильные телефоны. Членам семей не позволили свидеться с задержанными. В полиции им сказали, что всех троих в ближайшие 15 суток ожидает приговор уездного суда.
Как отметил источник Voice of Tibet, 29 апреля наступила дата церемонии семидневного очищения, которое местные тибетцы инициировали несколько лет назад к дню рождения 11-го Панчен-ламы.
20-летний Вангчен прожил в регионе всю жизнь. Отец умер, когда ему было три года, мать работает на стройке дорог, есть еще две сестры. У него не было возможности посещать школу.
Он известен как отличный наездник, принимавший участие в конных состязаниях в регионах Сершул, Дзато, Голок и Кьегудо (Кегудо). Двое друзей, задержанных вместе с ним, также жокеи.
Напомним, что 25 апреля
отмечалось 30-летие 11-го Панчен-ламы, который стал жертвой насильственного исчезновения в возрасте шести лет. Китайское правительство до сих пор уклоняется от прямого ответа на вопрос о его местонахождении и состоянии здоровья.
“Насильственное исчезновение 11-го Панчен-ламы является вопиющим примером нарушения религиозной свободы в отношении тибетских буддистов, которые имеют право выбирать своих религиозных лидеров без вмешательства правительства. Назначив альтернативного Панчен-ламу, китайское правительство сделало другого молодого человека жертвой своей политики [с намерением] подорвать и контролировать тибетский народ”,
заявил 25 апреля сопредседатель комиссии Тома Лантоса по правам человека конгрессмен Джим Макговерн (James P McGovern), председатель конгрессионально-исполнительной комиссии по Китаю.
Он вновь призвал "немедленно и без всяких условий освободить подлинного Панчен-ламу" и соблюдать свои международные обязательства уважать религиозную свободу всех людей”.