Жители трех тибетских поселков в уезде Гаде округа Голок (кит. Ганьдэ, Голо-тибетский автономный округ провинции Цинхай) направили в октябре и ноябре петиции с призывом к освобождению местного борца с коррупцией, выступавшего за право на достойную жизнь.
Тибетский центр прав человека и демократии (TCHRD) приводит некоторые подробности, касающиеся обстоятельств его задержания и пребывания под стражей.
47-летний Анья Сенгда (A-nya Sengda) 4 сентября
был избит и схвачен служащими местной полиции на перекрестке шоссе. Его отвезли в центр временного содержания в уезде Дроцанг в округе Цошар (кит. Лэду Хайдун-тибетского автономного округа), где он находится в настоящее время.
В соответствии с заявлением управления общественной безопасности уезда Гадэ от 11 декабря, помимо имеющегося обвинения в "совершении провокационных, инициирующих ссору действий, нарушающих общественный порядок" (寻衅滋事), он подозревается в причастности к другим преступлениям, и в связи с необходимостью дальнейшего расследования содержание под стражей было продлено с 12 ноября еще на три месяца.
Таким образом, с 12 января его пребывание под стражей до передачи дела в суд превысило срок в шесть месяцев, отведенный по китайскому законодательству. Его жена Янгкьи (Yangkyi), намеревавшаяся повидаться с ним, и другие родственники, пытавшиеся передать вещи, 18 сентября и 21 октября столкнулись с отказом. Как заявил после свидания 22 октября его китайский адвокат Линь Цилэй (蔺其磊), Анья Сенгда заметно потерял вес и его здоровье резко ухудшилось.
Обвинение в “провоцировании тревожных ситуаций”, весьма туманно описанное в статье 293 уголовного кодекса, в последние годы все чаще используется в целях преследования и мести правозащитников и гражданских активистов, критикующих политику и практические шаги правительства, отмечает TCHRD.
Анья Сенгда еще в 2014-м стал одним из основателей организации под названием ‘Mang Dhon Ling’ ("Общественный форум") по борьбе против коррупции и злоупотреблениям властью на местном уровне. 24 февраля он и еще 10 членов ‘Mang Dhon Ling’ создали петицию с призывом начать расследование коррупционной деятельности чиновников уезда Гадэ и растраты бюджетных средств, предназначенных для бедных жителей его поселка. В декабре 2014 года популярного активиста выбрали главой деревенского комитета по разведению пастбищного скота, но он не смог занять этот пост, так как 14 декабря его арестовали какому-то развалившемуся делу 2008 года, которое срочно извлекли из архивов местные чиновники. Он был приговорен к 1 году и 10 месяцам тюрьмы и освободился из тюрьмы "Дунчуань" (Dongchuan) в Силинге (Синин) только 18 октября 2016-го.
Он и далее регулярно поднимал вопросы, касающиеся переселения и обеспечения жильем местных тибетцев, требуя привлечь к ответственности коррумпированных представителей власти. Но никто из чиновников не был наказан, тогда как он сам оказался за решеткой.
Петиции, под которыми поставили отпечатки пальцев несколько сот человек, были составлены жителями его родного поселка Кьянгче (Цзянцянь), а также жителями двух соседних - Гонгмей (Сяцзянкэ) и Ганглунг (Ганлун).
В петициях, перевод которых
дает TCHRD, выражено несогласие с тем, что его действия могли оказать негативное влияние на общество. Ведь многие претензии, на которые Сенгда обращал внимание в заявлениях, направлявшихся на вышестоящий уровень власти, уже удовлетворены. В частности, жители поселка Гонгмей указывают, что после его ареста им начали выплачивать субсидии на жилье и минимальные пособия по бедности. Именно благодаря его усилиям в 2018 году жители Ганглунга начали получать компенсации на изъятые участки луговых и лесных угодий.
Анья Сенгда также выступал против принудительного переселения местных тибетцев с земель, унаследованных от предшествующих поколений, без необходимого согласования, против отказа выплачивать обещанные компенсации, против незаконных поборов с бедных скотоводческих семейств.
TCHRD призывает управление общественной безопасности уездного уровня обеспечить, чтобы к нему не применялись пытки и иные формы скверного обращения, выражая серьезное беспокойство по поводу его здоровья и общего состояния.