Пекин разработал новые правила, направленные против не разрешенного партийными чиновниками распространения религиозного контента в интернете.
Под определение нелегальной пропаганды религии могут попасть едва ли не любые описания и изображения религиозных действий - от чтения молитв до возжжения благовоний.
В соответствии с проектом, опубликованным 10 сентября госуправлением по делам религий (Sara), выкладывать определенные посты религиозного содержания разрешается только от имени патриотических организаций.
Все организации, занимающиеся размещением религиозной информации в интернете, будут обязаны обращаться за лицензиями в провинциальные отделы по религиозным делам, говорится в документе.
Как
отмечает британская Guardian, лицензии обеспечат возможность только “проповедовать и предлагать религиозные семинары", но их обладателям нельзя будет вести стриминг или трансляцию религиозных действий. Им также запрещается распространение религиозной информации где-либо, кроме собственной интернет-платформы.
Частным лицам вообще запрещается постить фотографии, видео и тексты, относящиеся к религиозной деятельности, или делиться линками на чтение молитв. Запрещается также распространение религиозной информации внутри Китая любыми "зарубежными лицами и организациями".
Общины, замеченные в нарушении этих правил, будут закрыты, говорится в документе, тогда как с частными лицами будут обращаться "в соответствии с законом".
Особо отмечается, что религиозные материалы в интернете не должны содержать "подрывные" идеи, подогревать оппозицию руководству компартии, продвигать "экстремизм и раскол".
В документе подчеркивается, что следует пресечь “хаотичное” размещение материалов о молитвенных собраниях и церемониях в социальных сетях. Новые меры направлены на укрепление “социальной стабильности”, должны положить конец мошенничеству, "культам" и призывам к “экстремизму”, вновь повторяются бюрократические штампы.
О том, что в Пекине принято решение убрать религиозный контент из подцензурного интернета, оставив только то, что одобрено партийными чиновниками, стало известно еще в начале 2018-го.
После принятия ограничений, касающихся религиозных организаций, мест проведения религиозных мероприятий, а также религиозной деятельности в целом, надо разработать соответствующие правила для информации в интернете, заявил на совещании 8 января начальник госуправления по делам религии Ван Цзоань (王作安).
Он напрямую связал новые цензурные ограничения с вступлением в силу с февраля новых положений по религиозным делам, добавив, что изменяется также порядок найма иностранцев для преподавания в религиозных учебных заведениях.
Глава комиссии по этническим и религиозным делам в консультативном органе власти Чжу Вэйцюнь (朱維群) признал, что число верующих и религиозных организаций в Китае продолжает расти, и с помощью новых ограничений в интернете необходимо заставить их "делать вклад в социальную стабильность и сплоченность".
Хотя миссионерская деятельность в Китае под запретом, пояснил он для национал-патриотического таблоида Global Times, религиозные академии все еще могут приглашать иностранных профессионалов с целью проведения научных исследований и осуществления обменов с другими странами. Значит, надо опасаться, что религиозные вопросы окажутся под контролем зарубежных сил, и пристально следить за угрозой "зарубежной инфильтрации", добавил чиновник.
Провозгласив курс на "китаизацию" религий. партийная верхушка стремится внести свои идеологические каноны в религиозную жизнь. Однако силовые операции по разгону собраний и конфискации свяшенных книг, не разрешенных местными чиновниками, могут только запугать, но не разрушить основы. Кампания боьбы с влиянием мировых религий, которую Си Цзиньпин затеял вскоре после своего восхождения на вершину партийной пирамиды, неизбежно приведет к усилению напряженности в обществе.
Как
указывает эксперт по китайскому законодательству Джереми Даум (Jeremy Daum), новые ограничения религиозной информации в интернете, сделают незаконным практически любой пост, затрагивающий эту тему, включая фотографии с церемонии бракосочетания. Под запретом окажутся "даже такие фрагменты традиционной китайской культуры, которыми партия заслуженно гордится", отмечает он.
Ведь и в советской системе, во многом подчинявшейся самым жестким требованиям "борьбы с религиозными пережитками", никому не удалось добиться почитания членов правящего политбюро в качестве духовных наставников.