Северокорейский лидер Ким Чен Ын пообещал в мае заглушить полигон ядерных испытаний

May 01, 2018 21:27

Северокорейский лидер Ким Чен Ын пообещал в мае "заглушить" полигон ядерных испытаний Пунгье-ри (Punggye-ri) на северо-востоке страны.

По сообщению канцелярии президента Южной Кореи, процедура закрытия полигона будет публичной с приглашением иностранных специалистов из Южной Кореи и Соединенных Штатов.

Миролюбивое заявление Ким Чен Ына не стоит рассматривать как обманный политический жест в преддверии намеченной на конец мая встречи с американским президентом. После громких угроз, граничащих с началом ядерной войны, это не что иное, как вынужденный шаг.

Китайские ученые пришли к согласию по вопросу о разрушении северокорейского полигона Пунгье-ри, где проводились последние пять из шести ядерных испытаний. Гора Мантап, под которой находится полигон, раскололась на неустойчивые обломки и в ней образовался “дымоход”, вытягивающий радиактивные осадки наружу. Возникла беспрецедентная угроза радиоактивного заражения близлежащих регионов Китая и России.

Подробности, касающиеся столь мрачных выводов, опубликованы в статье South China Morning Post, отражающей пекинскую позицию. Здесь приводятся ссылки на конкретные группы исследователей, выводы которых заслуживают самого пристального внимания.

После четырех подземных ядерных испытаний до 2017 года на поверхности горы видимых повреждений не было, отмечает группа, которую возглавляет геолог из университета науки и технологий (USTC) в провинции Хэфэй Вэнь Ляньсин (Wen Lianxing). Однако 5 сентября 2017 года через восемь с половиной минут после испытания в горе открылась дыра диаметром 200 метров, обвалившаяся внутрь.

Взрыв термоядерной бомбы мощностью 100 килотонн в туннеле на глубине 700 метров под вершиной горы создал нагрев такой силы, что окружающие скалы буквально испарились. Ударная волна ослабила другие скалы, а затем значительная часть горного хребта, менее чем на полкилометра от пика, сползла в пустой карман, созданный взрывом, оставив шрам, видимый на спутниковых снимках.

Изучив данные, собранные с почти 2 тысяч ближайших сейсмостанций, профессор Вэнь Ляньсин заключил, что гора развалилась. “Необходимо продолжать мониторинг возможной утечки радиоактивных материалов, вызванной данным инцидентом”, говорится в отчете, появившемся на сайте его группы 23 апреля.

К похожим выводам пришла еще одна группа исследователей, которой руководит Лю Цзюньцин (Liu Junqing) из агентства по землетрясениям провинции Цзилинь в Чанчуне, подчиненном госуправлению по землетрясениям. Это “обрушение горы впервые документировано на северокорейском полигоне для испытаний”, цитирует гонконгская газета отчет его команды, опубликованный в марте в журнале Geophysical Research Letters.

Этот разлом не только снял часть верхушки, но также привел к образованию “дымохода”, который позволяет радиоактивным осадкам из зоны взрыва подниматься в воздух, говорится в нем.

Сотрудник института наук о земле при Академии наук в Пекине Чжао Ляньфэн (Zhao Lianfeng) указывает: эти выводы отражают имеющийся в среде ученых консенсус по вопросу о том, что "полигон поврежден" без возможности ремонта. Он подчеркивает, что “разные группы, используя разные данные, пришли к похожим выводам”, отличия лишь в некоторых технических деталях.

Эксперт по северокорейской ядерной программе Ху Синьдоу (Hu Xingdou) из некоего учреждения в Пекине констатирует, что "испытание не только дестабилизировало полигон, но и увеличило риск извержения горы Чанбай", крупный действующий вулкан на китайско-корейской границе.

И еще, продолжает гонконгская газета, недели через две после испытания термоядерной бомбы в упомянутый институт наук о земле приезжал северокорейский геолог Ли До Сык (Lee Doh-sik), в частном порядке встречавшийся с ведущими геологами китайского правительства. Хотя цель визита не раскрывалась, два дня спустя Пхеньян объявил о том, что “в дальнейшем не станет проводить наземные ядерные испытания”.

Скорее всего, северокорейский нацлидер в ходе состоявшегося в конце марта первого - и, как следовало ожидать, "неофициального" - визита в Пекин получил жесткое предостережение в связи с угрозой радиоактивного заражения.

Как указывалось в коротком сообщении русской службы Синьхуа, Ким Чен Ын пояснил, что "ситуация развивается быстрыми темпами, произошло много важных перемен", о чем "он был должен, с точки зрения дружбы и морали, своевременно лично проинформировать товарища Си Цзинопина". Северокорейский "маршал", возглавивший свою "трудовую партию" по наследственно-родовому принципу, не забывал титуловать китайского председателя "ядром руководства" компартии.

27 апреля северокорейский маршал Ким Чен Ын и южнокорейский президент Мун Чжэ Ин провели историческую встречу в деревне Пханмунджом, объявив о начале полного ядерного разоружения на Корейском полуострове. Они договорились сократить численность своих армий, превратить укрепленную границу в "зону мира" и с 1 мая прекратить любые недружественные акции "на земле, воде и в воздухе".

30 апреля Дональд Трамп предложил провести саммит с северокорейским лидером в том же месте - Peace House ("Доме мира") в демилитаризованной зоне между Северной и Южной Кореей. Он выразил надежду, что саммит будет успешным, но добавил: "Если успеха не будет, я при всем уважении покину переговоры".


Корея, Китай

Previous post Next post
Up