Amnesty International проводит акцию срочной помощи в защиту гонконгского книгоиздателя, который после второго задержания китайскими спецслужбами содержится в условиях черной тюрьмы.
53-летний Гуй Миньхай (桂民海) отправился 20 января на поезде из Нинбо в Пекин, чтобы получить формальный диагноз по поводу заболевания центральной нервной системы. Как говорится в сообщении tass.ru, его "задержали в поезде на глазах шведских дипломатов". Ехавшие с ним два шведских дипломата должны были оказать содействие во врачебном обследовании.
Когда поезд остановился на станции неподалеку от Пекина, рассказала его дочь , в вагон вошли около около десятка агентов в штатском и увели его. “Вот уж такого никто не ожидал”, -
приводит ее слова Guardian. 23-летняя Анджела Гуй (Angela Gui) получила диплом университета Warwick в Великобритании за день до его задержания..
В интервью Afp 5 февраля она
заявила, что с тех пор от него не было никаких сигналов и у нее не появилось информации о том, где он может находиться. "Я лишь питаю надежду, что Швеция и другие правительства будут настолько резкими, насколько возможно, - сказала она. - Хочу, чтобы они продемонстрировали реальные последствия вместо того, чтобы повторять, как это неприемлемо".
Она отметила, что в последние три месяца разговаривала с отцом по Skype несколько раз в неделю, и он мог передвигаться по Нинбо, хотя и под контролем милиции. Ему разрешили трижды съездить в Шанхай за документами, включая новый паспорт, так что Анджела Гуй не верит, чтобы от него явно требовали не выезжать из Нинбо.
Вследствие того, что до сих пор нет никаких сведений, увеличивается риск применения пыток и скверного обращения, а также возникают серьезные опасения за его здоровье. Попытки адвокатов и сотрудников консульства встретиться с задержанным гражданином Швеции наткнулись на упорное сопротивление китайских чиновников.
Как
сообщалось, Гуй Миньхай был одним из пяти акционеров и сотрудников книготоргового бизнеса, похищенных китайскими агентами из Гонконга в октябре 2015 года. Это была секретная операции Пекина против крупной издательской фирмы Mighty Current Media, акциями которой владел Гуй Миньхай, и ее ритейла Causeway Bay Bookstore (銅鑼灣書店), торговавшего книгами о политических скандалах и интригах в среде руководства китайской компартии.
Лам Вин-ки (Lam Wing-kee) рассказал, как был похищен на внутренней границе между Гонконгом и материковой частью страны 24 октября 2015-го. На него надели наручники, завязали глаза, а на следующий день на поезде переправили из Шэньчжэня в Нинбо,
сообщалось после его пресс-конференции в июне 2016 года. На протяжении пяти месяцев до марта 2016-го его держали в комнате примерно 20 на 30 метров в большом комплексе, причем под охраной некоего "особого подразделения". Он сказал, что "признание", показанное на Phoenix TV в феврале 2016-го, было фальшивкой. 14 июня его отпустили в Гонконг с условием возвращения через два дня с жестким диском Causeway Bay Bookstore, где регистрировались имена покупателей "запрещенных" книг, но он передумал возвращаться.
В середине января 2016-го Гуй Миньхай появился на каналах пекинского CCTV с записанным “признанием”, относящимся к делу о дорожном происшествии 2003 года. Центральное телевидение так и не удосужилось пояснить, как с этим могут быть связаны допросы других гонконгских книготорговцев. Очевидно, что обвинение 12-летней давности было притянуто лишь для того, чтобы заставить Гуй Миньхая бросить свой издательский бизнес.
В октябре 2017 года Гуй Миньхай был “освобожден”, как заявило китайское министерство иностранных дел, в связи с "полным отбытием наказания по приговору, вынесенному за дорожно-транспортное нарушение".
Спикер министерства иностранных дел Швеции Патрик Нильссон (Patric Nilsson) заявил Radio Sweden, что Стокгольм с "предельной серьезностью ответит на новое задержание Гуй Миньхая и предпринимает "энергичные действия" на самом высоком политическом уровне. Министр иностранных дел Марго Вальстрём (Margo Wallstrom) в течение трех дней дважды вызывала на ковер китайского посла.
"Если шведский гражданин может быть похищен и с ним невозможно установить связь, то такая же участь может ждать любого гражданина Евросоюза", - подчеркнул на пресс-конференции 24 января посол Европейского союза в Китае Ханс Дитмар Швайсгут (Hans Dietmar Schweisgut). "Мы надеемся, что Гуй Миньхай будет немедленно освобожден из-под стражи и китайские чиновники позволят ему воссоединиться с семьей, получить консульскую и медицинскую поддержку", -
цитирует его HKFP.
Государственный департамент США выразил "глубокую обеспокоенность" в связи с задержанием Гуй Миньхая. "Призываем китайские власти разъяснить причины и юридические основания его ареста и содержания под стражей, раскрыть его местонахождение, а также разрешить [пользоваться] свободой передвижения и свободой покидать Китай", - заявила 27 января спикер госдепартамента Хизер Науэрт (Heather Nauert).
Примечательно, что российскому правительству, которое регулярно согласовывает свои шаги с китайской компартией, снова пришлось промолчать. Выходящие в Москве Независимая газета и Известия называют Гуй Миньхая то "оппозиционером из Гонконга", то "издателем крамольных книг". Придерживающаяся пропекинских позиций Российская газета вообще решила
обойтись малопонятным комментарием пресс-секретаря китайского министерства иностранных дел Хуа Чуньин: "Мы проинформировали шведскую сторону о сложившейся ситуации. Переговорный канал между Китаем и Швецией функционирует в нормальном режиме, и никакой третьей стране или ее представителям не стоит проявлять беспокойство по этому поводу".
Гуй Миньхай должен был обследоваться в Пекине по поводу подозрений на заболевание боковым амиотрофическим склерозом (ALS). Заболевание моторных нейронов, известное также как болезнь Лу Гёрига (Lou Gehrig), описывается как неизлечимое. Все это заставляет вспомнить о смерти нобелевского лауреата Лю Сяобо, переведенного из тюрьмы в больницу в терминальной стадии рака. Китайские чиновники не позволили ему выехать на лечение за границу.
Amnesty International призывает своих членов и сторонников отправить обращения на китайском, английском или своем языке с требованием немедленно освободить Гуй Миньхая и снять с него все обвинения, если нет достаточных и заслуживающих доверия доказательств правонарушения, признанного международным сообществом.
Телевизионное "признание", записанное на видео в условиях черной тюрьмы, где нет ни защиты от пыток, ни контактов с адвокатами, не может считаться достаточным для обвинения.