Кардинал Казимеж Ныч, архиепископ Варшавы (а также ординарий для верующих восточного обряда - что в данном случае означает только армян, у греко-католиков есть в Польше своя митрополия), сказал в интервью, что Костёл не будет вмешиваться в работу над законопроектом о гражданских союзах (а такой законопроект наконец поступил в Сейм - он
(
Read more... )
> всё дела прошлые?
Ага, довольно быстро нео-униатское движение сошло на нет/ было унчитожено, не укоренилось совсем. В каком-то смысле современные белорусские греко-католики являются ее наследниками, хотя идеологически скорее себя к Брестской унии возводят, но по факту некоторая часть (довольно небольшая) "традиционных" греко-католиков именно нео-унийных в 90-ых к ним пришла. А остальные - это скорее новообращенные (сложно говорить о "восстановлении тардиции" после 150 лет; у меня у самого в предках есть несколько линий белорусских греко-католиков, но узнал я о них только после собственных генеалогических исследований).
> А еть ли какие-то разговоры или проекты, чтобы его ввести?
О, это очень интересная тема, она была очень влиятельной в уходящий Сейм в 2020 году была избрана прогрессивно-либеральная "Партия свободы" (получили 9%, 8 мандатов + 2 в одномандатных), которая выступала за однополые партнерства, легализацию марихуаны и т.п. И в итоге они (вместе с консерваторами и либералами) на троих сформировали правительство, которое проработало все эти 4 года. И были там младшими, но партнерами. Кое-какие вещи им даже удалось пропихнуть - н-р возможность использования в документах букв латинского алфавита, которых нет в литовском языке - Q, X и W, и написания имен и фамилий в соответствии со своей традицией, так бывший Gžegož теперь может при желании писаться Grzegorz, а Vladislav - Wladislaw; но при этом хоть такой возможностью часть виленских поляков и воспользовалась, но прямо не все ломанулись, так среди кандидатов Польской акции выборчей (набравшей 3,88% при необходимых 5 и по списку в парламент не попавшей, но взявшей два одномандатных места в первом туре, и в 4-ех округах участвующие во втором, но там при самом удачном случае только одно получат, и то не факт) - у которых есть на что менять вообще, поменяло 10 человек, а 62 не поменяли.
Так вот типа чуть ли не центральным пунктом было и введение однополого партнерства, и они даже два раза вносили готовый законопроект в Сейм. И самый цимес еще в том, что оппозиционные социал-демократы н-р тоже партнерство поддерживают как бы. Но оба раза проект проваливался, т.к. часть консерваторов либо не голосовала, либо голосовала против, часть либералов и соцдемов тоже "не участвовало" и короче кинули партнеров по коалиции знатно. Хотя когда второй раз голосовали, там уже не так много и не хватало для принятия (учитывая, что когда его первый раз вносили лет 6 назад "за" проголосовало кажется менее десятка человек). А перед этими выборами соц-демы (который сейчас первое место заняли и скорее всего будут правительство формировать) однополое партнерство из программы убрали, а "Партия свободы" получила 4,5% голосов и по списку в парламент не прошла, у них 3 человека во второй тур вышли, но при этом единственный реальный шанс имеет только одна, как раз в нашем зарубежном округе балотирующаяся председатель партии Армонайте, которая заняла первое место, а ее конкурент констерваторша Асанавичуте второе, но с отрывом всего в 189 голосов (обе по 29% получили). Так что у сторонников однополых партнерств будет в лучшем случае один депутат (у соцдемов громко за партнерсва высказывался кандидат Тадас Винокур, но в списке после рейтингации он оказался 33-им, хотя в изначальном списке был 20-ым, на данный момент у соцдемов 19 мест по списку уже взято, так что ему надо, чтобы 14 кандидатов перед ним либо выигали одномандатные округа, либо отказались от мандата, и тогда тоже попадет - и хоть соцдемы кажется в 32 округах борятся, но там кажется многие как раз ниже по списку идут; т.е. какой-то шанс у него есть, но не слишком большой). Так что уже октрыто говорят, что вопрос однополых партнеств в этой каденции явно рассматриваться не будет, и актуальность его до 28-го года закрыта. А там будет видно, до него еще дожить надо ))
Reply
В каком-то смысле современные белорусские греко-католики являются ее наследниками, хотя идеологически скорее себя к Брестской унии возводят, но по факту некоторая часть (довольно небольшая) "традиционных" греко-католиков именно нео-унийных в 90-ых к ним пришла.
Интересно. А откуда взялись нео-униаты в Беларуси в девяностые? Насколько я помню, в Костомлотах утверждают, что они остались единственной нео-униатской общиной задолго до.
Кстати, те тоже себя некоторым образом возводят к Брестской унии. Во всяком случае, в Костомлотах есть иконография, касающаяся Брестской унии.
у меня у самого в предках есть несколько линий белорусских греко-католиков, но узнал я о них только после собственных генеалогических исследований
У меня тоже вроде есть среди предков греко-католики. Во всяком случае, так говорила моя покойная бабушка, сама крещённая в православие (я собственных генеалогических исследований не проводил).
Что касается польской ситуации. С абортами ничего всерьёз не сдвинется, пока Дуда президент. И не факт, что сдвинется вообще при нынешнем составе парламента - частью коалиции является консервативный Третий Путь, без него большинства нет, а он фактически не хочет тут либерализации.
А с гражданским партнёрством (однополые браки - это вообще не тема в нынешней Польше) дела обстоят так: это был тезис левых, Туск обещал его реализовать (как и легализацию абортов), но и тут консерваторы из коалиции, особенно Крестьянская партия, могут заблокировать. Это тема менее болезненная, чем аборты, и шансов тут больше. По слухам, Косиняка, лидера аграриев, таки удалось убедить. Да и вето Дуды тут ещё неизвестно, будет ли. Так что посмотрим, какова будет дальнейшая судьба этого законопроекта.
Reply
В Беларуси появились не нео-униатские приходы, а некоторые количество старых нео-униатов (небольшое) присоединилось к создаваемой БГКЦ, ведь только они и были единственными представителями живой, не реконструкторской частью белорусского греко-католицизма. Но при этом приходы БГКЦ собственно традицию нео-унии (которая больше опиралась на синодальный вариант православия) совсем не приняли и не воспроизводили, создавая как раз чисто реконструкцию с некоторым украинским влиянием.
А у белорусов вообще практически нет шансов не иметь греко-католических предков. До 1839 абсолютное большинство было именно греко-католиками, православных были отдельные приходы, очень тонкой сеткой разбросаной по всей территории, да и весьма значительная часть нынешних белорусских римо-католиков - тоже потомки греко-католиков, которые после свобод 1905 года из православия перешло в католичество (точнее, учитывая что уже 120 лет прошло и люди между собой браки заключали, скорее всего большинство имеет хоть какую-то часть предков, которые до 1839 были греко-католиками).
Reply
Leave a comment