Дэн Симмонс- известный и плодовитый автор, работающий в разных жанрах, в том числе таких, как фантастика, хоррор и детектив. Но как-то мне раньше его книги не попадались. Теперь мне попалась "Песнь Кали", и думаю, что это не последняя книга Симмонса, которую я прочитаю.
А начну с некоторых отзывов на неё, с которыми я познакомился уже после того, как прочитал роман. Известный писатель-фантаст Харлан Эллисон назвал опубликованную в 1985 году "Песнь..." "одной из важнейших книг нашего времени". Вскоре она оказалась в антологии "Horror: 100 Best Books". Согласно другим отзывам, книга эта принадлежит к канону литературного хоррора и является лучшим представлением индусской экзотики в современной литературе ужасов.
Любопытно и то, что это дебютный роман Симмонса (до того он писал только рассказы). И это первый дебют, получивший World Fantasy Award (хотя принадлежность этой книги к жанру фэнтези сомнительна).
"Песнь Кали" - не из тех историй, где всё в конце выясняется. Загадок тут множество, в том числе криминальных, и большинство из них до конца книги остаётся загадками как для главного героя, так и для читателя. Но книга написана так, что это отнюдь не воспринимается как недостаток. Напротив - добавляет реалистичности. Если можно о ней говорить по отношению к фантастическому произведению. Но - фантастическому ли? Собственно, неясно и то, действительно ли по сюжету происходит что-то сверхъестественное. В принципе все описанные события можно объяснить рационально-материалистически. Даже ту сцену, где ГГ собственными глазами видит нечто очень странное, можно списать на то, что перед этим его напоили подозрительным чаем - кто знает, какие сушёные мухоморы туда добавляли... Но есть там сверхъестественное или нет - это, собственно, неважно для основной идеи книги.
Богиня Кали символизирует здесь примерно то же самое, что Великий Бог Пан у Артура Мейчена или дионисийское начало у Ницше - иррациональную и хаотичную стихию, которая бурлит за тонким слоем нашей "цивилизованности" и всегда готова прорваться. Или, как формулирует сам автор, это среда и центр всех атавистических импульсов и действий, которые десять тысяч лет сознательных усилий старались искоренить. Это, конечно, не вполне соответствует представлениям о Кали в индуизме - где она представляет не нечто демоническое, а яростный, разрушительный аспект божественной энергии. Который, впрочем, необходимо контролировать, чтобы мир продолжал существовать - а это нелегко даже для богов. Впрочем, Пан у Мейчена тоже не особо соответствует Пану из античной мифологии - а, с другой стороны, дионисийское начало у Ницше отнюдь не является чем-то заведомо плохим - это скорее необходимый для равновесия элемент.
Видно, что Симмонс был в Индии - но, очевидно, не полюбил эту страну. Индия у него - мрачная и чуждая цивилизация, вся в говне и совершенно несовместимая с нашей. Ну что ж... Я думаю, что между нами больше общего, чем кажется. Да и у Симмонса песнь богини Кали звучит по всеми миру. Настала Её эпоха...