https://mrakopedia.net/wiki/%D0%91%D0%B0%D0%B9%D0%BA%D0%B8_%D0%B4%D0%B5%D0%B4%D0%B0_%D0%9D%D0%B5%D0%B1%D0%B7%D0%B4%D0%B5%D0%B4%D0%B0 Не ожидал ничего хорошего от текста с таком названием, и совершенно зря. Начал читать - втянулся.
По объёму - "какой-то блядь роман". Собственно, это коллекция историй, которые дедушка рассказывает очень стрёмной ночью где-то в белорусской деревне своей внучке и подозрительно молчаливому внуку.
Написано явно более качественно и зрело, чем другие произведения этого автора, которые я читал. В целом прекрасно. Для меня, конечно, дополнительным плюсом является то, что часть историй происходит в моём родном городе (хотя ссылок на конкретные места немного), да и остальные - недалеко.
Впечатления, однако, неровные. Например, "Лифтёр" - история реально жуткая. "Старый конь" - боюсь сравнивать с Гоголем, но рядом с сюжетами из "Вечеров на хуторе близ Диканьки" смотрелось бы не чуждо. Некоторые другие - гораздо слабее, иногда до банальности (но язык хорош почти везде). Ну и некоторые истории ни языком, ни сюжетом не подходят для рассказов ночью маленькой девочке.
Финальный твист - неплох, вполне неплох.
===
- Говорят, есть в Минске одно место…
Дед сложил ладони на стволе ружья и положил сверху подбородок. Темнота из окна за его спиной, казалось, физически заливалась в комнату. Когда старик начал свою речь, лампа на потолке вдруг ярко вспыхнула, натужно зажужжала, и окно будто вобрало в себя щупальца темноты, уже подбиравшиеся к стулу. Проводка в доме была все-таки в ужасном состоянии.
- Туда нельзя попасть просто так. У него и адреса-то нет. Такие вот ночные жители, которые не хотят уходить домой после одиннадцати…
- Как те, что с куклой?
- Да, Танюш, такие. Они иногда совершают очень большую ошибку.
- Очень-очень?
- И даже больше. Они вызывают такси, и просят отвезти их в круглосуточное кафе.
- И что тогда случается?
- Иногда приезжает очень особенный таксист. Иногда ему даже не звонят - он просто стоит у выхода и приглашает в машину. И он сам знает адрес. И не только адрес…
...
- У Минска много старых привычек, Танюша. Еще когда бородатый Менеск ставил свою мельницу, в реке уже жил свой собственный водяной. И этому богатырю, с которого, как рассказывают, и начался город, пришлось с ним договариваться, уживаться, да и просто соседствовать.
- Сосед-водяной?
- Ну а что? Парень тихий, неразговорчивый. Не надоедает, стены по выходным не сверлит.
Девочка захихикала.
- Если ты к нему с добром, то и он тебя не трогает. И так везде. Но времена меняются. Города растут, людей становится больше, а места - меньше. Идет стройка, идет война, а потом опять стройка. Идет жизнь. Но городу не так легко отказываться от привычек. От проклятых мостов, которые давно сгнили, но те, кто под ними жил, никуда не ушли. От водяных, которым больше не сыпят крупу в реку, но которые все еще сидят на дне и приглядывают за рыбами. От людей, которые умерли слишком быстро, и не успели понять, что их больше нет. От целой сотни маленьких чудес.
В Минске много странных мест. Например, есть еще одно блуждающее кафе. Не такое, как остальные. Обычно для того, чтобы не попасть в переделку, достаточно соблюдать правила. Не всегда они очевидны, не всегда понятны, но если все делать правильно, то ничего с тобой не случится. Не садись в незнакомую машину, не оставайся до полуночи рядом со злобной куклой - вот и все дела. Но то кафе находит тебя само.
...
- О, есть очень много способов потеряться в Минске. Странные дома, в которые можно зайти только в определенные дни недели. Улицы, которые днем и ночью совершенно разные. Места, где можно услышать крики людей и выстрелы - и нужно бежать оттуда как можно быстрее. Но есть и другие способы пропасть - такие незаметные, что попасться может любой, даже бродячая кошка или воробушек.
...
- Надо ложиться спать до того, как те, кто выйдут тебя искать, проснутся. Надо выключить телевизор до того, как на нем станут показывать передачу, не предназначенную для людей. Во всех правилах, внучка, есть смысл.
Глядя на все еще дувшуюся Танюшу, дед улыбнулся и добавил:
- В конце концов, не бздеть - тоже правило.