Jul 10, 2018 11:41
Мне тут напомнили, что я ничего не писал о польской реформе науки и высшего образования. Пишу.
Так вот. Наш (науки и высшего образования) Ярослав Говин - перебежчик из Гражданской Платформы. Он не член ПиС, у него отдельная небольшая партия, входящая в блок "Объединённых правых", которая себя позиционирует как сила более либеральная, чем ПиС. И он давно уже носился с проектом грандиозной реформы. Его планы у многих в ПиС не вызывали восторга, но Качинский велел принять (может быть, не в последнюю очередь из-за того, что без людей Говина потерял бы большинство в сейме). Правда на финишной прямой там было принято двести поправок. Поэтому насчёт окончательного вида нового закона у меня (и у всех, кроме тех, у кого хватило времени и желания отслеживать все нюансы) впечатление смутное.
Но в общем где-то так. Один из главных моментов - вопрос престижа. В Шанхайском рейтинге лучшие польские университеты (Варшавский и Ягеллонский) - в третьей сотне. А МГУ - в первой, о позор. С этим надо что-то делать.
Основные моменты, как я их вижу:
- Эта власть ничего не умеет делать без централизации. Поэтому новый закон централизацию усиливает, причём в разных аспектах:
-- Способ финансирования государственных вузов меняется в пользу больших и ведущих. То есть небольшие вузы, вроде нашего, видимо, тупо будут получать меньше денег. А ещё более мелкие могут оказаться перед выбором: исчезнуть или влиться во что-то более крупное. Один такой к нам уже влился под угрозой банкротства. Похоже, ещё один на очереди.
-- Ужесточаются критерии присваивания так называемых категорий. Практически это означает, что те, у кого категория бует низкой, лишатся ряда прав - например, присваивать учёные степени. Некоторые вузы, действительно, стоило бы такого права лишить. Но опасаюсь, не поставят ли планку скишком высоко.
-- Централизация также будет на уровне вузов. Усиливается власть ректора, ослабляются деканы. Сенат вуза остаётся, но, как я понимаю, будет органом скорее декоративным. Зато появляется новый орган с реальными полномочиями: т.наз. Совет вуза. В котором будут, кроме сотрудников вуза, какие-то люди извне. Вроде бы выбираемые сенатом, и вроде бы в меньшинстве. Многие опасаются, что туда попадут политики (известно какой партии). Министерство отрицает.
-- Укрупняются также дисциплины, в рамках которых будут присваивать категории. Например, у нас в одну кучу сваливают автоматику, электротехнику, телекоммуникацию, и туда же хотели засунуть информатику, но вроде бы удалось отстоять, что она будет отдельно. Дисциплины концентрируют по факультетам (в частности, у нас информатика была распределена по нескольким факультетам, теперь будет сосредоточена на нашем.)
- С другой стороны, ограничиваются роль и привилегии докторов наук. Правда, часть привилегий лобби отстояло, но не все. До сих пор было так, что для подразделений вузов было выгодно, а часто необходимо, иметь в штате докторов наук. И работал ли толком человек после защиты докторской - зависело по сути только от него и его амбиций. А можно было сесть на жопе, практически ни хуя ние делать и иметь гарантию должности и неплохих денег до 70 лет, а то и позже. А потом получать неплохую пенсию. Поскольку человек по натуре ленив, многие так и делали. Видел я таких, что достигли мастерства в недеянии, будто даосские монахи. А теперь даже профессора, если он ничего не публикует и вообще толку с него, как с козла молока, по идее вполне могут уволить. Посмотрим, конечно, как это будет выглядеть практически. Но мы тут уже одного профессора, такого мастера безделья, на пенсию отправили. Ему, правда, исполнилось 70. Но хотел "работать" дальше.
Хотя я сам доктор наук, такие изменения я одобряю.
- Сотрудники вузов будут разделены на работников научных и дидактичных. Первые будут обязаны вести меньше занятий, и от них будут ожидать публикаций, которые в дальнейшем будут учитываться при присваивании категории. Вторые будут вести больше занятий. Перейти из второй группы в первую в принципе будет можно, практически же, при заваленности занятиями, это будет трудно.
- Ещё одно изменение (его министерство ввело год назад): количество студентов на преподавателя должно быть 12-13 (часто было больше). Цель - повысить качество образования и, хотя бы частично, его элитарность. Правильно, ящитаю. А то эта зашкаливающая массовость привела к ощутимому падению уровня. Правда, эффект местами может быть неожиданным: дошли до меня слухи, что некоторые вполне приличные вузы намерены соответствовать этому ограничению путём отказа от магистратуры, которую собираются отдать на откуп частным вузам. Вот если это произойдёт, качество явно упадёт, вместо того чтобы вырасти.
- Ну и другие изменения, например, высокие стипендии для всей аспирантов (но заочная аспирантура отменяется. Хотя защитить диссертацию без обучения в аспирантуре попрежнему будет возможно).
В общем, мои ощущения амбивалентны. Давно пора было встряхнуть это феодальное болото, в котором увязли польские университеты. не думал, что кто-то это в ближайшее время сделает. Но централизация предполагается чрезмерная и может выйти боком.
Польша,
студенты