Ревизионизм 3: Юстины, Селимы и напёрстки.

Jul 23, 2022 17:18

Поблагодарим доброго человека, пожертвовавшего на Бусти на продолжение серии. В данном посте мы продолжим ходить вокруг до около Юстиниана :). Рассмотрим двух Юстинов, в оттоманском отражении Селимов. Между Тиберием и Юстинианом у нас находится Юстин 2, он же Селим 2. В предыдущей части мы рассмотрели конец правления этого императора со всякими интересными подробностями. Давайте, посмотрим на табличку событий, опять же в обратном порядке:

572
Начинается конфликт с персами. Поражения Юстина 2 в Месопотамии. Персам отдана Дара. Затем удачные рейды византийцев.

570
Персы ненадолго захватывают Йемен, но вскоре теряют его в пользу союзного Византии Аксума. Позже Персия опять получает контроль.
1570?
Успешная экспедиция в Хиджаз и Йемен.

569
Сложные переговоры с Тюркским каганатом заканчиваются большим посольством в Константинополь и альянсом.
1569
Неудачная экспедиция к Астрахани, заканчивается большим посольством Ивана Грозного в Константинополь и заключением мира.

568
Юстин 2 забирает Сирмий у уничтоженных гепидов. Лангобарды уходят в Италию. Аварам позже платят.
1568
Конец войны и договор с Габсбургами, те платят деньги и признают власть султана над Трансильванией, Валахией и Молдавией.

566
Новый император Юстин 2 прекращает платить аварам, начинается конфликт.
1566
Начало австро-турецкой войны. Смерть Сулеймана 1.

Как видим, общая канва сильно похожа. Но есть и отличия. И, если отличия на Дунае примерно понятны, видно явное нежелание продлевать Византию за реку, хотя там по идее были федераты империи, то есть вассалы. Ну, а кто кому деньги платил - это уже как в анекдоте "и не выиграл, а проиграл...". Подозреваю, кому-то очень хотелось доказать, что Константинополь тоже платил варварам, просто это было давно. Интересно существенное отличие в конце правления Юстина 2 - начало войны с персами. В Оттоманском отражении война начинается в (1)578, как только меняется шах. В византийском отражении в 578 война возобновляется после недолго перемирия, а начинается она в 572. Про оттоманов написано, что нарушения мира со стороны Ирана были, но какие конкретно не пишут. У Византии в период 572-578 происходит только одно серьёзное событие, взятие крепости Дары персами в 574, после этого Юстин 2 вроде как и забухал помутился рассудком. Всё остальное время происходят рейды разной степени успешности.

Касательно событий в Йемене - это крайне интересная ветка. В 16 веке там происходит борьба мамлюков и турков против местного населения, шиитов (а ещё шиизм в Иране...), и португальцев, которые пытались поставить Йемен под свой контроль. Получалось не очень, в основном они удерживали Сокотру и временами ненадолго захватывали города на материке. В конце 16 века шииты отбивают турок и живут независимо. А в византийском отражении Аксум, союзный Византии, захватывает на несколько десятилетий царство Химьяр. Химьяриты просят заступничества персов, те им помогают и Химьяр возрождается как вассал Персии. Что-то это напоминает в современной истории, особенно учитывая, что и арабы тоже в этих конфликтах участвовали. Есть исторические исследования борьбы португальцев с Османами и в них отмечается забавный факт: португальцы считали, что воюют с ... Римом. Но эту ветку посмотрим далее.

Очень интересное сопоставление большое посольство Тюркского каганата и большого посольства Ивана Грозного. Сами понимаете, тема интригующая, но мы в неё углубляться сейчас не будем. Оставим это для темы России в (1)6 веке. Задунайские события в целом схожи. Констатинополь одерживает победу, в оттоманском отражении она выглядит куда внушительнее.  В общем, Юстина 2 мы обозрели. Предлагаю теперь перейти к Юстину 1, для охвата Юстиниана с обеих сторон (чтоб не убежал!). На этот раз пойдём от начала (1)6 века хронологически вперёд, включив в уравнение персов:

501
Кавад 1 возвращает себе трон Персии
1501
Исмаил провозглашает себя шахом Ирана.

502
Царь Персии Кавад 1 вторгается в Армению, захватывает в т.ч. Феодосиполь.
1502
Шах Исмаил 1 громит племенную федерацию Ак Коюнлу и захватывает города исторической Армении, в т.ч. Эрзурум (Феодосиполь).

503-506
Византия переходит в контрнаступление и генерал Ареобинд в основном громит персов. Двойная осада Амиды, персы её берут, но теряют. Конец войны.
1503-1507
Оттоманы бьются с персами. Селим наносит несколько поражений персам. Но персы берут Диярбакыр (Амида). Теряют позже, в 1514.

512
В Константинополе восстание. Толпа провозглашает генерала Ареобинда императором, но он прячется и отказывается от трона.
1511-1512
Султан Баязид провозглашает наследника Ахмета, однако Селим начинает восстание, но терпит поражение. Селим прячется в Крыму, но затем Баязид отрекается и отдаёт трон Селиму.

512-513
Кавад 1 завоёвывает снова Хорасан у эфталитов.
1513
Шах Исмаил 1 завоёвывает Хорасан у узбеков.

513
Восстание Виталиана по религиозным причинам.
1511-1513
Восстание шиитов, подавлено. В 1513 резня шиитов.

514
Виталиан подступает к Константинополю, берёт дань и навязывает требования по религии.
1514
Поход на Тебриз (столица Ирана), разграбление. Возвращение Диярбакыра.

515
Виталиан снова наступает на Константинополь. Разгромлен, убегает и прячется.
1515
Янычарское восстание, жестоко подавлено.

517
Происходит восстание партий в Египте. Патриарх Диоскур 2 молит и получает смягчённое наказание для Египта. Вассал Калеб, царь Аксума, занимает Йемен, борясь с еврейскими купцами.
1516-1517
Селим 1 берёт Сирию, Хиджаз и Египет, вплоть до Йемена. Мамлюки и их вассалы переходят на сторону султана. Борьба против португальцев, пытающихся контролировать торговлю Йемена.

518
Юстин 1 становится императором, прогоняет гетов за Дунай. Снова появляется Виталиан, занимает высокий пост.
1518
Селим 1 нанёс поражение венграм.

519
Серия мятежей венетов, особенно в Сирии.
1519
Хареддин Барбаросса, владыка Алжира, становится вассалом. Религиозные мятежи в Анатолии и Сирии.

520
Виталиан становится консулом, но его вскоре убивает Юстиниан.
1520
Селим 1 умирает, воцаряется Сулейман 1.

Пришлось начать с самого начала века, а всё потому что история Персии показывает нам совершенно удивительные параллели, мимо которых не стоит проходить! В начале 6 века Персия находилась в состоянии внутреннего раздрая и большого упадка. Шахиншаха Кавада 1 недавно посадили в тюрьму, но он сбежал к эфталитам (народ из междуречья Амударьи и Сырдарьи, короче говоря, узбеки). Посадили, кстати, за то, что он потворствал новому религиозному течению - маздакизму, довольно популярному в народе. Считается, что маздакизм взял на вооружение популистские левацкие лозунги о социальном равенстве, рассчитанные на бедноту, вплоть до облегчения доступа к женщинам. В начале века Кавад возвращается с отрядом этфалитов и после непродолжительной борьбы снова занимает трон в 501 году. Маздакизм вроде как побеждает, но ему прикручивают фитилёк, далее зороастризм и маздакизм мирно сосуществуют. В самом царстве продолжается раздрай, который Кавад постепенно гасит, подавляя противников.

Перенесёмся теперь в 16 век. Что же происходит там? А в это время территория исторической Персии занята в основном конфедерацией Ак Коюнлу, крайне рыхлой и раздробленной. Естественно, идёт сплошная грызня всех со всеми. Однако выдвигается лидер Исмаил, который сначала захватывает мощную базу для своего царства, в основном на территории исторического Азербайджана, а затем в 1501 году в Тебризе провозглашает себя шахом, ханом и вообще падишахом всея Ирана. Кстати, один из титулов звучал как "Правитель подобный Александру Великому" - надо же какая историческая память! После чего он подминает под себя остальные куски большой Персии, где войной, где дипломатией. Большую поддержку ему в этом оказывают туркоманские племена и... секта кызылбашей! Ну, секта - это не совсем верно, скорее речь об этнорелигиозном движении, являющемся ветвью шиизма. Считается, что кызылбаши поддерживались простонародьем из-за неких популистских лозунгов. Правда в чём заключался популизм, точно неизвестно, пишут в основном про шиитские взгляды на пророка и т.п. Вряд ли это так сильно интересовало людей. Сам Исмаил тоже был шиитом. После захвата власти над Ираном шиизм формально был уравнен в правах с суннизмом, хотя, политика насаждения шиизма, конечно, проводилась. Да, ещё забавный момент. Кызылбашей можно было лего отличить не только по шапке с 12 красными полосами, но и потому что они брили бороды, отпуская при этом длинные усы и выбривая на голове длинный чуб.

В 502 году разгорелся конфликт Персии с Византией. Поводом послужило восстание армян. Кроме того, Византия должна была платить Персии за поддержание обороны на Кавказе, но вроде как не заплатила, кроме того ромеи вроде бы подзуживали эфталитов (в других источниках гуннов) напасть на персов. Кавад нанёс удар первым, взял и жестоко разграбил Феодосиполь, затем началась длинная осада Амиды, которую в итоге персы взяли. Византийцы нанесли ответный удар, сначала громили персов, потом перессорились между собой и персы начали давить, затем руководство армией было сменено и византийцы снова пошли в наступление. В итоге в 506 году был заключён семилетний мир, по которому границу оставили, где была.



Вышиванка?!
Тем временем в 16 веке шах Исмаил 1 тоже ведёт войну в исторической Армении, Месопотамии и заодно додавливает врагов в Персии. В частности он захватывает в 1502 году земли Ак Коюнлу и важный город Эрзерум, который тысячу лет назад назывался... правильно Феодосиполь. А в 1507 году захватил Диярбакыр, который тысячу лет назад назывался... всё верно, Амида. Правда, в византийском отражении Амиду вернули Константинополю почти сразу, а в оттоманском отражении город был захвачен Селимом лишь в 1514 (совпадает с истечением семилетнего мира в 6 веке!). Считается, что шах Исмаил воевал с остатками отдельных тюркских княжеств. Однако также сообщается, что оттоманы поддерживали родственные племена, так как среди них было много вассалов. То есть, строго говоря, Иран опять воевал с Османской империей (вассалы ведь входят в империю).

Следующий конфликт развернулся как раз по истечению мира (которого в 16 веке вроде бы не было) в (1)513 и далее, в основном в Закавказье. В византийском отражении это описано очень скупо, мол, были какие-то конфликты в Закавказье из-за савиров. В оттоманском более подробно. Селим 1, уже ставший императором, разозлённый несколькими подряд восстаниями шиитов, в 1514 совершает крайне удачный рейд в столицу шаха Исмаила 1 Тебриз, захватывает и грабит его, после чего уходит, попутно побеждает Исмаила в битве и забирает Диярбакыр. В рассматриваемом промежутке конфликтов Персии с Константинополем больше нет. Религиозные восстания происходят и дальше до 1520, по прежнему совпадая в обоих отражениях.

Вернёмся немного назад. Мы видим, что шах Исмаил продолжает объединять Иран и в частности отнимает Хорасан у узбеков. В 6 веке Кавад проделывает аналогичное, забирая Хорасан у эфталитов. А вот в (1)516-517 происходит крайне интересное. В оттоманском отражении Селим 1 предпринимает фантстически успешный поход, он полностью завоёвывает мамлюкский Египет! Мало того все вассалы мамлюков переходят к Селиму. А ещё с этого момента у оттоманских императоров вроде бы появляется титул калифа, отобранный у египетского калифа. Правда, также пишут, что информация эта появилась только в 19 веке (ах, если б только эта!). В это время в 6 веке происходит восстание в Египте, которое подавляется, но александрийский патриарх Диоскур 2 едет в Константинополь просить о милости и вроде как наказание смягчают. Кстати, завоевание Селимом Египта тоже отмечается удивительной мягкостью. Ну, и, крайне странно выглядит то, что все мамлюков предали и перешли на сторону турков. Согласитесь, не очень это похоже на завоевание большой страны. При этом Оттоманская империя буквально удваивается по территории, да и населению. Да уж, не того императора назвали Великолепным!



Снова отметим синхрон в Йемене. В начале 6 века вассал Византии, Калеб 1, царь Аксума (Эфиопия) с трудом захватывает Йемен, точнее Химьяр, который был вассалом Персии. Мира это не приносит, там скоро начинается бурление, восстания, но худо-бедно Аксум контролирует пролив, но ему приходится постоянно бороться с еврейскими (?!) купцами. Вообще, в этом месте есть очень странный выверт. Откуда-то там взялся иудаизм, он даже был госрелигией в Химьяре, кроме того иудаизм был и в частях Эфиопии. Считается, что происходили постоянные конфликты между иудеями и христианами, но иудеи непонятным образом держались во враждебном окружении. Вроде как помогала Персия (по крайней мере Химьяру), хотя религия была сильно другая. Давайте, теперь поглядим в 16 век. А там мамлюки совместно с турками тоже пытаются захватить Йемен и кое-как им удаётся его контролировать. Мешают же им и постоянно пакостят португальские торговцы! Мало того, эти же португальцы активно шуршат в Эфиопии (погуглите, эта история крайне интересная), помогая христианской Эфиопии или Аксуму (да, страну и в 16 веке так называли) против мусульман. В самом Йемене оттоманам сопротивляются зейдиты, тоже шииты. Про помощь Ирана особо информации нет, но шииты же, наверняка помогали.

Какие выводы из этой крайне странной параллели можно сделать? А похоже, что иудеи из византийского отражения - это и есть португальцы. Что, если вдуматься, вполне логично. Иберийцы и есть наполовину семиты, а евреи по сути и являются помесью семитов с европейцами. То есть загадочные иудеи, непонятно как появившиеся возле Баб-эль-Мандебского пролива - это просто португальцы или западные семиты с запада Иберийского полуострова, обогнувшие Африку и боровшиеся за важнейший пролив. Ну, а в начале 16 века по теории Галковского как такового новозаветного христианства ещё не было, то есть оно было ветхозаветным. а значит, от иудейства особо не отличалось. То есть португальцы-католики = западносемиты-иудеи. В этом плане интересна борьба христиан с мусульманами (Эфиопия/Аксум против султаната Адаль) плюс ещё йеменские шииты. В византийском отражении мы видим восстания и борьбу партий в этом египетском регионе (ну и плюс зороастрийская Персия), что на многое намекает. Но об этом позже.

Есть ещё одна линейка, которую стоит рассмотреть. Это наследования императоров Константинополя. По датам царствований в 6 и 16 веке мы видим серьёзный рассинхрон, в котором стоит разобраться. Селим 1 правит в 1512-1520 гг., а Юстин 1 в 518-527 гг. Ранее я думал, что тут просто уже начинается недостоверная история (100% выдумка), но мне удалось кое-что накопать и похоже следы реальной истории тут тоже есть. Эти события я в таблице выделил жёлтым, так как они сильно не совпадают, но кое-что общее есть.

Начнём с 16 века. В 1512 происходит наследование от султана Баязида к его сыну Селиму, но при внимательном рассмотрении этот трансфер власти выглядит крайне странно. Уже то, что Баязид 2 вообще-то не умер, а отрёкся от престола, вызывает вопросы. Ещё больше вопросов, когда мы узнаём КАК он отрёкся от престола. Селим вообще-то был далеко не старшим сыном Баязида. В разных источниках пишут разное количество сыновей и даже имена у них отличаются (банально сравните русскую, английскую и турецкую википедии). Но в любом случае Селим был не первым, к моменту наследования было 2-3 старших брата. Начинается конфликт за трон, хотя отец вообще-то жив и здоров. Собственно, он сам наносит поражение в 1511 своему восставшему сыну, тот бежит в Крым и прячется там. В следующем году он подходит к столице, вроде бы часть янычар переходит на его сторону. В итоге, Баязид отказывается от трона и отдаёт его Селиму, за это через год в 1513 благодарный сынуля казнит отца и братьев (хотя по некоторым источникам один брат вроде пережил эту историю). Честно говоря, не совсем ясно, чем так Селим напугал Баязида. Вроде большой армии у него не было, хотя авторитетом он пользовался, ведь ранее бивал персов в начале века. Видимо всё-таки была (вероятно, крымские татары в основном), но оттоманские историки этот момент скромно опускают.



В это время в византийском отражении в 512 году тоже происходит восстание. Толпа совершенно самобегло провозглашает императором популярного генерала Ареобинда, который в начале века хорошо бил персов. Однако тот отказывается и прячется куда-то, после чего вообще исчезает со страниц истории и нигде больше не упоминается. Престарелый Анастасий вроде как остаётся на троне. Смотрите, мы имеем в обоих случаях восстание, провозглашение императора, отказ от трона и бегство с прятанием. Только все персонажи переставлены! Смотрим дальше. В 513 году откуда ни возьмись выскакивает новый популярный генерал Виталиан и поднимает восстание по религиозному поводу. Считается, что Анастасий придерживался монофизитства. А Виталиан много лет терпел и вдруг решил выступить на стороне халкидонцев (фактически прото-православие). Так как под его началом были большие войска во Фракии, неподалёку от столицы, ему удаётся, так на минуточку, захватить большую часть европейской Византии, разгромив армию императора. Сначала от него откупаются, но в 514 он снова подходит к Константинополю и навязывает новые требования и снова берёт огромную дань. И, наконец, в 515 году, когда армия Виталиана и до кучи ещё и цельный флот в третий раз осаждают столицу, его всё-таки побеждают. После чего Виталиан убегает и прячется. В эти годы 6 века было очень модно прятаться, как я погляжу. В эти годы в оттоманском отражении победивший Селим 1 долго и нудно давит шиитские религиозные восстания, провоцируемые Персией, а в 1514 совершает рейд в Тебриз, как уже упоминалось выше. И в 1515 году он также жестоко подавляет восстание янычаров в столице.

Но это не конец истории. В 518 году Анастасий помирает и императором Византии становится его глава дворцовой стражи Юстин, который, кстати, тоже халкедонит. Из ниоткуда выныривает Виталиан и становится главой армии и даже почётным консулом, а в 520 получает настоящее уже консульство. И через 7 месяцев умирает. Считается, что его уморил Юстиниан, ставший после этого серым кардиналом в империи, получив всю реальную власть. В оттоманском отражении Селим 1 умирает в 1520 и императором становится Сулейман Великолепный. Согласитесь, пазл начинает складываться! То есть в (1)520 Сулейман/Юстиниан получает в руки власть над империей. Что происходит до этого, не очень ясно. Судя по всему, происходила натуральная смута с (1)512 года. Кто на ком стоял и кто когда сидел на троне не понятно. Но похоже, что под оттоманского императора Селима 1 подверстали генерала и консула Виталиана, вероятно он же Ареобинд. В византийском варианте он мятежник, который от нечего делать каждый год ходил на Константинополь, но при этом его не брал. В оттоманском варианте он великий воин, завоевавший много чего. Здесь мы опять видим расщепление персонажей, как и у императоров второй половины (1)6 века. Похоже Юстин 1 и Селим 1 - это разные люди, занимавшиеся разными вещами в одно время. Скорее всего экспансионистские подвиги Селима сильно преувеличены, потому что Египет, вероятно, оставался вассалом Константинополя, то есть реально он больше наводил порядок, чем кого-то завоёвывал. Но для нашего исследования гораздо интереснее, что мы поймали за руку сочинителей истории Византии. Они специально переставляют факты наоборот! Понимание этого напёрсточничества сильно поможет нам в рассмотрении эпохи Юстиниана/Сулеймана.

Теперь насчёт формата этой серии. Я давно уже поглядывал в сторону телеграма. Написание таких больших постов отнимает огромное количество времени, из-за чего я их долго дописываю. Думаю, лучше писать небольшие эпизоды и оперативно выкладывать их в телеграм, где я уже нашёл несколько каналов любителей спекуляций и ревизионизма. Так обсуждать и дискутировать по теме будет куда легче. В ЖЖ можно выкладывать сборники таких постов. Новый тг-канал для ревизионизма: https://t.me/constantinopolvse

----------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------
Последние обновления на Бусти:
1. Опять же для любителей истории: в очёчках рассматриваем восхождение Петра 1 ко власти в России. Странности первых Романовых, борьба кланов, ну и, конечно, конспирологическая версия.
2. Продолжение серии про формирование национального характера русских: позднесоветский период и девяностые.
3. Объяснение, зачем Европа топит сама себя. Концентрированная конспирология!

ревизионизм

Previous post Next post
Up