Когда мне бывшие коллеги прислали эту ссылку:
Оказание услуг по организации широкополосных каналов связи для обеспечения физической возможности информационного обмена между каждым медицинским учреждением и региональным информационным ресурсом я обрадовался. Ну, в свое время побегал я по министрам, юристам, финансистам по всему правительству Свердловской области. Дело благое, хорошее - объединить наконец-то в единую сеть все лечебно-профилактические учреждения. Чтоб можно было и к Госуслугам больнички подключить, и информацию в ТфОМСы всякие передавать, и даже самый хайтек телемедицинский довести до городков уральских. Реально, начиная, наверное, с 2006 года с этим вот проектам бегал.
Но в 2006 году Областью рулил дедушка уральской политики - Эдуард Эргартович Россель, человек от всяких компьютеров далекий и искренне не понимавший, зачем тратить лишний миллион долларов на какие-то проводки, когда "трубы текут и крыша худа". Новый губернатор к информатизации более склонен (не ведаю, насчет самого, но, говорят, супруга его рулила SAS, а это как бы компьютерная контора), да и к медицине (после декабрьского инцидента?) более лоялен.
Итак, открытый аукцион в электронной форме. Открываем документацию...
ох-хо-хо...
25511417 (двадцать пять миллионов пятьсот одиннадцать тысяч четыреста семнадцать) рублей народных хотят потратить. На что?
Цитирую:
Оказание услуг по организации широкополосных каналов связи для обеспечения физической возможности информационного обмена между каждым медицинским учреждением и региональным информационным ресурсом.
Детальные характеристики оказываемых услуг представлены в Части II «Задание на аукцион», Части III «Проект государственного контракта» документации об аукционе.
Код по ОК004-93 (ОКДП): 6420019 «Услуги по передаче данных и других видов документальных сообщений прочие, включая обмен информацией между ЭВМ»
Всего планируется "организовать" 174 областных ЛПУ. Срок оказания услуг: "Начало: с момента заключения государственного контракта Окончание: до 01.07.2012 года" СТОП!
Согласно "Общероссийский классификатор видов экономической деятельности, продукции и услуг", на который ссылается разработчик аукционной документации, под кодом 6420019, как совершенно справедливо указано в документе, скрываются "услуги связи". Услуги подразумевают, как следует из Федерального закона "О связи" от 07.07.2003 N 126-ФЗ, ст.2 п.32 "услуга связи - деятельность по приему, обработке, хранению, передаче, доставке сообщений электросвязи или почтовых отправлений".
А аукцион на что? На... "Оказание услуг по организации". Перечитайте выше. Как так? Я совершенно согласен, что услуга "организации связи" входит в "услугу оказания связи", но отдельно решительно понимать отказываюсь. Потому что в России действует законодательство в области связи, которое должны исполнять. Или лицензию на стол. Или мы оказываем услуги связи, тогда в аукционной документации и госконтракте должно быть четко указан срок оказания услуг и прочие параметры, свойственные услугам связи и являющиеся существенными. Здесь это - скорость, качественные и количественные показатели. Однако, их нет. Есть "организация услуг связи."
Уважаемые господа! Я вам по секрету скажу, что нет никаких "услуг по организации".
Помимо 126-ФЗ, где, кстати, четко определены в ст.44: "1. На территории Российской Федерации услуги связи оказываются операторами связи пользователям услугами связи на основании договора об оказании услуг связи, заключаемого в соответствии с гражданским законодательством и правилами оказания услуг связи", есть "
Правила оказания услуг связи по передаче данных, Утверждены постановлением Правительства Российской Федерации от 23 января 2006 г. № 32".
Листаем "Правила". И не находим никаких "услуг по организации". Есть, например: предоставление доступа к сети передачи данных:совокупность действий оператора связи сети передачи данных по формированию абонентской линии и подключению с ее помощью пользовательского (оконечного) оборудования к узлу связи сети передачи данных или обеспечению возможности подключения к сети передачи данных пользовательского (оконечного) оборудования с использованием телефонного соединения или соединения по иной сети передачи данных в целях обеспечения возможности оказания абоненту услуг связи по передаче данных;
еще есть "предоставление возможности доступа к услугам связи по передаче данных":
обеспечение одним оператором связи возможности получения его абонентом услуг связи по передаче данных, оказываемых другим оператором связи;
Знаете, почему так написано? Да потому, что суть услуги связи заключается в том, что сначала оператор строит сооружения связи, соответствующим образом сдает эти сооружения и оборудование в эксплуатацию, а потом оказывает услуги.
Если оператор сначала берет деньги за строительство сооружений связи, а потом еще раз берет деньги за оказание услуг связи, то нафиг такой оператор нужен? Построили да и эксплуатируйте на здоровье! Тем паче, что сеть-то ведомственная.
На этом месте я бы даже и перестал читать - суть аукциона попилить бабло "на стройке". Никакого оператора связи тут не будет - построят какие-то каналы, а потом передадут в пользование Ростелекому или еще кому, у кого есть сеть на весь Средний Урал. Но все же интересно стало, а чего еще накосячили?
Да много чего. Например, я ржал над "Формой, сроками и порядком оплаты услуг" - это безналичный расчет, 2-3 кв. 2012 года, по факту оказания услуг в течение 15 банковских дней после предоставления Заказчику следующих документов: счет-фактура, акт сдачи - приемки оказанных услуг (Приложение № 3 к Государственному контракту). Перевожу - если вы, чуваки, рискнувшие поучаствовать (и не дай Б-г, выиграть) в аукционе, то сначала вы должны сдать 174 точки в эксплуатацию по актам (заколиманаетесь) до 1 июля. А потом, 2-3 квартал по факту вам оплатят. Как сдавать узлы, забегая вперед скажу, это еще тот цЫрк. Ибо нужно ж узлы в сеть включить. А сеть контрактом НЕ ПРЕДУСМОТРЕНА.
Зато точки должны быть по ТЗ "В качестве каналов связи допускаются оптико-волоконная технология или технология xDSL, через отдельный порт с интерфейсом IEEE 802.3 10/100 Base T на коммуникационном оборудовании Исполнителя, размещенного по адресам, указанным в Таблице №1"
Таблиц, надо сказать, целиком и полностью дублирующих друг друга в АД две штуки. Одна в ТЗ, вторая - в проекте госконтракта. Ну, на всякий случай. Два раза. Вдруг с первого раза не поймет исполнитель.
А в каждой точке написано, например:
ГБУЗ СО "Бисертская городская больница", 623050, Свердловская область, п. Бисерть, ул. Революции, 209 ------ не менее 2Mbps, оптоволокно
Везде "оптоволокно". И скромно так - "не менее Х Mbps".
Во-первых, вы уж определитесь, или "IEEE 802.3 10/100 Base T", или "оптоволокно". Кстати, там запрос был от интересующихся "а почему только оптика?" и был получен совершенно феерический ответ (см. закупки.гов.ру):
это, елки, технология, которая не зависит от космических излучений! Я смиялсо.
На самом деле, это закладуха простая и она против нашего МРФ "Урал" РТК - не умеют они до 1 июля сварить оптикой 174 точки по области. А "Интеграл-У" - умеет. Ибо и не собираются укладываться к сроку - сказано же, что оплата 2-3 квартал. А включать эти каналы будет кто-то другой...
Во-вторых, по секрету расскажу - в 2012 году "оптоволокно" позволяет передавать данные со скоростью значительно больше, чем единицы мегабит-в-секунду. И даже больше, чем десятки и сотни. Гигабитами надо считать в 2012 году. Ибо вот не пофиг оператору гонять трафик внутри собственной сетки. Все равно, на уровне региона хватит мощностей для агрегации вашего трафика, а платить магистралу не надо. Ну, если этот аукцион рассчитан в конечном итоге сдать Ростелекому в эксплуатацию. Понятно, что "организовывать" он не будет. А победит нечто типа "Интеграл-С" с уставным капиталом в размере двух минимальных размеров оплаты труда. Да даже, если и Ростелеком так славно подставляется (не верю, что так лажанулись - я ж сам там кадры учил!), то и в этом случае, реально пофиг на скорость последней мили. Так зачем плодить ненужные сущности?
Мне уже лень далее читать эту скучную портянку, подготовленную профаном от связи. Достаточно сказать, что странно, что все ЛПУ подключаются между собой и не имеют центрального узла. Серьезно, не нашел. Куда там эти ЛПУ цепляться будут - между собой или в какой-то ЦОД обращаться, в АД не сказано. Совсем. Т.е. строят сеть назначение которой не понимают. И готовы потратить на это более 25 миллионов рублей. Молодцы, чо!
Впрочем, это еще не конец. Дело в том, что есть еще один аукцион. Тоже открытый в электронной форме:
Открытый аукцион в электронной форме на право заключения государственного контракта на выполнение работ по проектированию локальных вычислительных сетей в учреждениях здравоохранения Свердловской области Цена вопроса несколько скромнее: 6 216 000 руб. (Шесть миллионов двести шестнадцать тысяч) рублей 00 копеек.
Точки, указанные в аукционе нумер один совпадают (не 100% почему-то) с точками в аукционе номер 2. В первом случае - это все ЛПУ, а во втором - исключили мелочь, типа п.Атиг.
Предмет аукциона еще менее понятен, чем первый: согласно АД перед выполнением проектно-изыскательских работ необходимо провести предпроектное обследование существующей информационно-технологической инфраструктуры всех 124 ЛПУ. Т.е. чтобы определить стоимость работ нужно объехать все точки и посмотреть, что там есть. Определить сколько денег на это потребуется. Подчеркиваю - ПЕРЕД подачей заявки. Ну, или положиться на авось хватит денег. Это если реально постараться сделать то, что написано в ТЗ: "создание комплекта документации комплекса технических решений по созданию ЛВС учреждений здравоохранения Свердловской области".
Если не стараться - то, разумеется, никуда ездить не надо. А надо просто написать циркуляр на главврачей от Минздрава с грозным: "а подать сюды схемы расположения розеток в вверенном вам лечебном заведении!". Схемы пришлют, на них наложат типовые решения "проекта" ЛВС, которые сможет нарисовать любой студень второго курса и все. Проект готов. А 6 миллионов на что? Это ж получается по 50 тыс. каждый объект обходится... Вы наивно думаете, что реально с обследованием, с замерами и чувством хорошо выполненной работы, можно сделать проект одного объекта за 50 тыс. рублей? А если учесть, что нужно съездить, например, в ГБУЗ СО "Волчанская городская больница" на два-три дня минимум и в еще чуть меньше сотни населенных пунктов Свердловской области, которая по площади чуть менее Франции (или больше?)?
Реально за указанные деньги рабочую документацию для 124 ЛПУ и 5592 (я посчитал) рабочих мест сделать нельзя. Без учета командировок, нормальные СКС проектируются от 50 у.е. за порт. А за 30 долларов, да с командировками - однозначно халтура. С соответствующим качеством.
Видимо, что-то сии проектанты себе намыливают или точно знают, что у них примут документы любого качества, а все творчество по проекту сведется к "подбору правильного решения" - набор спецификаций цЫсок с партномерами, которые уже наверняка везут через границу с целью впарить ея в эти самые многострадальные ЛПУ на еще одном аукционе с нереальными для других участников сроками поставки.
Теперь на минуточку задумаемся, а как связаны два аукциона.
Очень просто: для того, чтобы сделать первый, нужно иметь готовую документацию второго. Ибо все ЛВС ЛПУ по ТЗ должны быть "связаны в единую информационную систему субъекта Российской Федерации". Для того, чтобы организовать физический канал связи нужно понимать куда должен приходить "конец". Физически - куда? Представьте себе любое здание ЛПУ масштаба центральной районной больницы. Представили? С какой стороны этого здания должен прийти шнурок "оптоволокна", который "не зависит от погодных условий"? А локально-вычислительная сеть конкретного лечебно-профилактического учреждений, напомню, даже еще и не спроектирована. Выходит, что оптический патч-корд (или таки "IEEE 802.3 10/100 Base T") должен просто прийти в здание и быть где-то брошен. А чему назначать "фактические IP-адреса", если воткнуть пока сей "шнурок" банально некуда?
В ТЗ второго аукциона немало несуразностей. Например, есть количество АРМ в ЛПУ, но нет описания назначения АРМ - ежу же ясно, что "автоматизированное рабочее место" врача отличается от АРМ регистратора или бухгалтера. Хотя бы степенью защищенности по 152-ФЗ "О персональных данных" - в списке есть, например, кожно-венерологические диспансеры, а, согласитесь, вы бы не очень хотели, чтобы информация о посещении этого заведения конкретно вами стало бы достоянием общественности. А там же еще планируется "в качестве мобильных устройств доступа должны использоваться мобильные компьютеры, оборудованные адаптером доступа к беспроводной сети Wi-Fi и работающие под управлением операционных систем Windows Mobile и Android". Но про защиту персданных никто и не подумал - это ж дорого. Думать, в смысле.
ТЗ ссылается на какие-то нормативные акты и рекомендации Минздравсоцразвития, причем, на техническом уровне - я не помню, чтобы Минздрав был авторитетным разработчиком СНиПов и ГОСТов в области информационно-вычислительной инфраструктуры.
ТЗ содержит какие-то дикие "требования к пропускной способности каналов связи должны быть определены на этапе предпроектного обследования" или "После внедрения ЛВС должна предусматриваться возможность расширения без внесения существенных изменений".
Но все это мелочи... Главное то, что оба этих аукциона явно связаны и заточены под какого-то конкретного исполнителя и подразумевают явно распильное назначение. Под кого - покажет выигрыш и мы дружно покажем на него пальцем и скажем "вор!". Или другой вариант - Минздрав СО одумается, и отменит аукционы, ибо явно, что те, кто готовил аукционную документацию не планируют исполнять свои обязательства - деньги просто уворуют, а проект будет сдан только на бумаге, причем, цена этой бумаге будет меньше, чем чистой - по проектам ЛВС ничего реально построить будет нельзя, а по построенным каналам на "оптоволокне" никаких данных будет не передать.
Получится как всегда: медики останутся без сети, а пациенты без качественного обслуживания. А виноваты опять останутся "это компьютерщики", которые "ничего толком сделать не могут".