Единственный возможный

Mar 06, 2012 11:33

Пока вся Страна с замиранием сердца прильнула к самому масштабному и самому дорогому реалити-шоу, в Правительстве Российской Федерации взялись обустраивать “Информационное Общество”. Как обычно, главным за его, общества, построение назначен Мегателеком. Правда, неожиданное решение?




Итак, распоряжением Правительства Российской Федерации от 22 февраля 2012 г. №238-р было определено следующее:

В соответствии с пунктом 17.1 части 2 статьи 55 Федерального закона «О размещении заказов на поставки товаров, выполнение работ, оказание услуг для государственных и муниципальных нужд» определить на 2012 - 2014 годы открытое акционерное общество междугородной и международной электрической связи «Ростелеком» единственным исполнителем работ по дальнейшему созданию и развитию комплекса информационно-технологических и телекоммуникационных элементов инфраструктуры и систем электронного правительства на территории Российской Федерации, выполняемых в рамках реализации мер государственной программы Российской Федерации «Информационное общество (2011 - 2020 годы)», утвержденной распоряжением Правительства Российской Федерации от 20 октября 2010 г. № 1815-р, согласно приложению.

Это уже не первое такое постановление.

В первый раз Мегателеком назначили главным по “Электронному правительству” еще в 2009 году - см. распоряжение от 15 октября 2009 г. №1475-р. Потом, этот безусловно почетный статус был закреплен еще раз в 2011 году - см. распоряжение от 21 марта 2011 г. № 453-р.

Интересно то, что все распоряжения ссылаются на ст.55 94-ФЗ “Случаи размещения заказа у единственного поставщика (исполнителя, подрядчика)” и на подпункт 17.1 этой статьи. Смотрим, что гласит пункт:

17.1) заказ на поставки товаров, выполнение работ, оказание услуг для государственных нужд размещается в установленных решениями или поручениями Президента Российской Федерации случаях у поставщика (исполнителя, подрядчика), определяемого распоряжением Правительства Российской Федерации. При подготовке соответствующего проекта распоряжения Правительства Российской Федерации к такому проекту прилагаются документы и сведения, содержащие обоснование цены контракта в соответствии с положениями статьи 19.1 настоящего Федерального закона;

Расшифрую. Для того, чтобы назначить кого-то “главным исполнителем”, председатель Правительства РФ должен:
Ссылаться на решения и/или поручения Президента;
К проекту распоряжения должны прилагаться соответствующие документы - обоснование цены, например.
Статья 19.1, на которую ссылается п.17.1 ст. 55 определяет, как собственно формируется начальная (максимальная) цена контракта, где необходима, как минимум публикация, условий контракта.

Между тем, во всех трех распоряжениях я отсылок на указы, решения, поручения не обнаружил. На самом деле, где-то в недрах президентского сайта были такие решения - где-то в 2009 году собиралась коллегия, где Президент, тогда еще г-н Медведев Д.А. (сейчас, 6 марта 2012 года он точно номинальная фигура) что-то кому-то сказал относительно “надо бы строить информационное общество”. По второму и третьему пункту мне тоже добавить нечего - в распоряжениях отсутствуют даже намеки на виды работ и предмет государственно контракта, не говоря уже о каких-то конкретных суммах денег, которые будут потрачены на реализацию этого самого “Электронного общества”.

В общем, мы видим, что Владимир Владимирович Путин подписал заведомо незаконное распоряжение. Да. Три раза. Что, собственно, сразу определяет “государственную программу Российской Федерации «Информационное общество (2011 - 2020 годы)»”, заведомо неисполнимой и коррупционной. Это мое оценочное мнение. Если кто-то же считает, что реализация “долгосрочной программы” на самом деле ставит целью “получение гражданами и организациями преимуществ от применения информационных и телекоммуникационных технологий за счет обеспечения равного доступа к информационным ресурсам, развития цифрового контента, применения инновационных технологий, радикального повышения эффективности государственного управления при обеспечении безопасности в информационном обществе”, а не откат и распил, то я с удовольствием выслушаю ваши аргументы.

К распоряжениям 2011 и 2012 годов имеются приложения (см. по приведенным выше ссылкам), в которых имеются пункты, по которым и назначили “главного по тарелочкам”. На Cnews.ru, например, сделали сравнительную табличку по поручениям 2010 и 2012 годов. Я же хочу сделать другую табличку, которая состоит из трех столбцов: “Перечень мер государственной программы”, “Компетенции Ростелеком по данное мере” и “Кто бы смог это сделать реально”:



Мера государственной программы

Компетенции Ростелеком

Реальный исполнитель
1Развитие федеральной государственной информационной системы "Единый портал государственных и муниципальных услуг (функций)".Строительство и эксплуатация ЦОДовОрганы государственой исполнительной власти (ОГВ)
Разработчики ПО2Развитие механизмов, позволяющих использовать мобильные устройства для доступа к сервисам электронного правительстваПятый по количеству абонентов оператор мобильной связиОператоры мобильной связи, разработчики мобильных приложений3Развитие сервисов взаимодействия граждан и юридических лиц с органами государственной власти при помощи электронной почты, созданной на базе федеральной государственной информационной системы "Единый портал государственных и муниципальных услуг (функций)".Отсутствуют. Есть опыт развертывания корпоративных почтовых систем.Как пример: СКБ Контур, который давно разработал и успешно продает сервис “Электронная налоговая отчетность”. Электронную почту не используют4Формирование единого пространства доверия электронной подписиОпыт развертывания удостоверяющих центров. Решили “проблему идентификации” для Госуслуг. Имеются масса помещений “обслуживания клиентов” Крупнейший удостоверяющий центр - опять таки СКБ-Контур. ЭЦП доверяют более миллиона юридических лиц5Развитие системы межведомственного электронного взаимодействия.Отсутствуют не только компетенции, но и полномочияПолномочия все находятся у ОГВ6Создание единой системы справочников и классификаторов, используемых в государственных и муниципальных информационных системахОтсутствуютМасса НИИ и ГУП в виде профильных институтов. Росстат.7Создание единой системы учета записей актов гражданского состояния (электронный загс)ОтсутствуютСобственно, ЗАГС8Реализация мероприятия "Электронный регион"Зависит от регионов. Главное преимущество - имеются сети передачи данных во всех регионах и муниципальных образованиях. Почти во всех.Региональные органы власти9Создание и развитие государственной информационной системы учета информационных систем, разрабатываемых и приобретаемых за счет средств бюджетов бюджетной системы Российской ФедерацииОтсутствуют. Ростелеком никогда не управлял ни государством, ни местным самоуправлением.ОГВ10Реализация мероприятий по координации расходования средств органов государственной власти на использование информационных технологийРостелеком управляет собственными ИТ-бюджетами.держатели бюджета в виде ОГВ и МСУ11Создание национальной платформы для распределенной обработки данных, в которой компьютерные ресурсы и мощности предоставляются пользователю как интернет-сервисОтсутствуютРазработчики программного обеспечения12Развитие средств поиска информации по различным видам контентаОтсутствуютРазработчики поисковых систем
И еще. Мне очень хочется взглянуть на отчет о результатах исполнения Программы. Официальный отчет.

Информационные технологии, Ростелеком, Правда жизни

Previous post Next post
Up