Еще одно размышление, теперь по поводу мнения, высказанного в журнале
savl-2009 -
"Право на жизнь". Автор явно колеблется между иудеем Савлом и христианином Павлом в отношении к заповеди "не убий", с одной стороны, считая ее высшим императивом, коли уж она исходит от Бога, а с другой, признавая, что неизбежна масса оговорок при ее применении в реальных жизненных обстоятельствах.
В писании сказано "Не убивай" - не больше и не меньше, а дальше понимай, как можешь и как хочешь. Но максима, высказанная в категорической форме, бессмысленна и бесполезна, ибо невыполнима. Всегда найдутся обстоятельства, которые позволят обойти ее, а раз так, то следом неизбежно последуют расширительные толкования вплоть до доведения до абсурда. Куда надежнее было бы сказать "будет лучше для всех, если...". Тогда человек будет выбирать лучшее, не ища безнравственных путей обхода жесткого, неумолимого закона, не впадая в фарисейство и двоедушие. Негибкость первых десяти заповедей Торы со временем привела к созданию сначала 613 дополнительных заповедей, а далее к экспоненциальному росту количества норм и предписаний в Талмуде и комментариях на комментарии.
Создатель человека устами пророка уже высказал свое мнение об этом: "Им говорили: "вот - покой, дайте покой утружденному, и вот успокоение". Но они не хотели слушать. И стало у них словом Господа: заповедь на заповедь, заповедь на заповедь, правило на правило, правило на правило, тут немного, там немного, - так что они пойдут, и упадут навзничь, и разобьются, и попадут в сеть и будут уловлены". (Ис.28:12-13)
Недаром иудейская Тора хоть и вошла в христианский канон Писаний, но фактически была отвергнута христианством как "законничество", пусть даже у евреев она считалась не законом, а учением (словом "закон" подменили слово "Тора" при переводе писания с еврейского на греческий). Основателями христианства ее жесткие предписания были заменены на обращение человека к собственной совести, к глубинным нравственным критериям, о которых так проникновенно впоследствии сказал Кант, пусть даже он и мечтал о неком аналоге закона - всеобщем моральном императиве, которого можно достигнуть и без религии, чистым разумом. Характерно, что впервые в писании понятие совесть используется именно у Павла, причем сразу более двух десятков раз. Ни в евангелиях, ни в известных нам логиях Иисуса его нет.
Так что ссылаться на Тору как на авторитет для обоснования нормативов постмодерна - ничем не лучше возвращения пса на известное место свое (Прит.26:11), ну сколько еще можно ходить по граблям? Другое дело, что сначала христианство руками своих же апологетов и богословов обесценило свое главное преимущество перед иудейством, создав не меньшее количество учений, толкований, канонов и правил, а на сегодня и сама совесть стала понятием эфемерным и расплывчатым, все больше подменяясь моральным релятивизмом и отрицанием универсальных нравственных норм и объективных критериев нравственности. Но это уже старость и окончательный распад и разрушение когда-то крепкого социального организма христианской цивилизации. Когда-нибудь, после очередных Темных Веков обязательно родится новая, но живущие сегодня ее не увидят.
P.S. Вот такое любопытное совпадение. Сегодня
ivanov-petrov в своем последнем
очередном послании очень интересно рассуждает на тему сознания, причем в его понимании оно по смыслу во многом совпадает с συνειδησις апостола Павла. Я ему об этом так и
написал.