Чем еще заняться во время идущего своим чередом Апокалипсиса? Вот отрывок из исследования
"Сотворение из ничего" с комментариями ко второй и последующим главам книги Бытия, который я в очередной раз доработал в последнее время. Он хорошо отражает мой взгляд на все тексты Библии кроме Первого и Последнего - первой ее главы и Апокалипсиса, которые я, как мне представляется, не без оснований считаю единственными бесспорными откровениями от Творца. И если первая глава книги Бытия представляется мне откровением первоначального замысла Творца о создании жизни, данным древнему пророку буквально, без аллегорий, то во второй и последующих мы видим нечто совершенно иное.
* * *
7 И создал Господь Бог человека из праха земного, и вдунул в лице его дыхание жизни, и стал человек душею живою {дословно: существом живым}.
Здесь языком мифа говорится о том, что Бог "вдунул" в человека дух жизни (נשמה חיה - нешама хая), и тот стал "живым существом" (נפש חיה - нефеш хая), то есть у него появилось духовное начало наряду с животным (более подробно разница между тремя еврейскими терминами, относящимися к "душе", описана в книге "Символы Апокалипсиса", в Словаре символов). Речь идет, естественно, об обретении человеком не только разума, но и высших проявлений человеческого духа.
8 И насадил Господь Бог рай в Едеме на востоке, и поместил там человека, которого создал.
9 И произрастил Господь Бог из земли всякое дерево, приятное на вид и хорошее для пищи, и дерево жизни посреди рая, и дерево познания добра и зла.
15 И взял Господь Бог человека, и поселил его в саду Едемском, чтобы возделывать его и хранить его.
Итак, здесь мы видим уже совсем другой текст, написанный другим автором, и отличающийся от первой главы как стилем изложения (религиозно-мифологическим), так и использованием иного имени Бога - переводимого обычно как "Господь Бог". Было - אלהים (элохим), стало - יהוה אלהים (адонай элохим). Адонай - это тетраграмматон, непроизносимое "подлинное" имя Бога у евреев, которое по-русски принято писать "Яхве", или "Иегова". Следует особо отметить, что элохим - это имя нарицательное (корень "эл" встречается у многих народов, отсюда "Аллах"), Бог-Творец как таковой, а вот Адонай-Яхве - имя собственное, данное евреями "своему" Богу, одному из многих богов других народов.
Сразу бросаются в глаза капитальнейшие нестыковки между первой и второй главами. В первой главе явных противоречий можно избежать лишь приняв за гипотезу факт не окончательного созидания Творцом материального мира, а разработки проекта биологической жизни на Земле. Он там сначала "творит" (то есть, изобретает, придумывает, но еще не создает) основные классы живых существ, включая растения и животных (причем, последовательность на удивление достоверна), а затем - человека как вид, причем сразу же как мужчину и женщину. Далее он называет человека "адам", то есть "землянин", живое существо планеты Земля, которое должно будет стать разумным, если конечно не уничтожит себя раньше времени. И главное, он благословляет его, говоря "плодитесь и размножайтесь, и наполняйте землю" (а до этого он на то же благословляет животных). Но в первой главе еще ничего не сказано о реальном процессе создания жизни на Земле, который затянулся на миллиарды лет.
Во второй же главе Адама, конкретного человека с таким именем собственным, Бог уже не творит, а буквально "лепит" из земли (глины) - это несомненно ремесленный мотив из мифов Древнего Востока - и одновременно таким же образом "лепит" из земли растения и животных (без разделения на мужские и женские особи и размножения). Потом он задумывается о помощнике Адаму, разделяет его на мужчину и женщину и в конце концов вместо благословения насылает на них проклятие в виде размножения в тяжких муках. И все творения на Земле тоже проклинает, разделяет по полам (невольный каламбур) и заставляет размножаться. Можно ли как-то согласовать первую и вторую главы? Вопрос риторический, ни иудеи, ни христиане никак не связывают их, рассматривая изолированно, вырывая отдельные цитаты и произвольно их толкуя. Опять же никакого намека на возможность не мистически-религиозного, а естественнонаучного истолкования событий во второй и последующих главах мы не находим, значит они не о том.
Книга Бытия явно представляет собой компиляцию произведений, созданных в разное время и разными людьми, причем, первая глава стоит особняком, никак не вписываясь в общий контекст последующих глав. Это проявляется так же и в том, что в 5-9 главах исходное именование Бога - Элохим - снова возвращается, а начиная с 14 главы, появляется новое - עליון אל (эль элион) - Бог Всевышний.
К сожалению, не о замысле, а о создании жизни уже на реальной нашей Земле Творец сведений не оставил - этот путь оказался чрезвычайно длителен и тяжел, полон проб и ошибок, вплоть до сегодняшнего дня. В частности, пришлось допустить кроме травоядных существование плотоядных и хищных животных (должен же кто-то контролировать численность и утилизировать не только растения, но и животных), а это впоследствии весьма дурно сказалось на нравственности человека, не останавливающегося ни перед какой жестокостью и убийством. Недаром дальше сказано: "и раскаялся Господь, что создал человека на земле, и восскорбел в сердце Своем" (Быт.6:6) - даже много тысяч лет назад человек понимал, что он далеко не совершенен и Богу трудно на него смотреть без омерзения. Несмотря ни на что, эксперимент был продолжен, насколько это было возможно. Однако впоследствии, чтобы не оставлять нас совсем уж в неведении, почему последнее творение получилось таким недоделанным, Творец все-таки дал человечеству еще одно Откровение - о последних веках его существования.
Тем не менее, нельзя утверждать, что все дальнейшие письмена не имеют к реальному созданию человека какого-либо отношения, раз это всего лишь миф. Ведь как и всякий другой миф, пришедший к нам из глубины веков, он отражает объективную реальность, т.к. символически говорит о тех проблемах, прежде всего моральных и нравственных, которые возникли у человека после того, как у него появилось сознание и самосознание (ведь именно это сделало его человеком, а не умение изготавливать орудия, которое доступно даже птицам). Он вполне достоверно описывает становление внутреннего душевного и духовного мира человека, его восприятие окружающего, отношения с Творцом и внутреннюю борьбу добра и зла в его сердце - то есть то, о чем человек мог и сам догадаться почти без подсказки от своего Создателя. Показывает, как со временем все более разрастающееся "Я" начинает подавлять и разрушать прежнее "МЫ", представляющее единство человека и природы, а впоследствии и единство человеческого сообщества, при этом ставя его на грань атомизации и самоуничтожения. Некоторые догадки весьма любопытны и глубоки, и наводят на мысль, что возможно и здесь не обошлось без "подглядывания" в лабораторию Творца, либо его откровений.
Вспомним, например, упомянутое раскаяние Бога, в какой-то момент осознавшего, сколь тяжел и бесплоден будет дальнейший путь, который неизбежно закончится очередным тупиком. Или причину изгнания из рая, весьма серьезную, но которая была впоследствии перетолкована христианами совсем не так, как представляли это иудеи и что имелось в виду на самом деле (это изгнание происходит с нами постоянно, во все времена, это миф, раскрывающий сущность нашей природы и необратимость времени, и это изгнание для нас скорее благо, чем зло). Или возьмем историю создания Евы из ребра Адама: почему-то у женщины две полноценных Х-хромосомы, а у мужчины вместо одной из них какой-то мелкий обрубок - Y-хромосома, как будто что-то изъято. И слова Бога: "не хорошо быть человеку одному; сотворим ему помощника" - ведь эта мысль, скорее всего, посетила его еще до создания живого мира, и он заранее предусмотрел половое размножение.
Когда змей соблазнял Еву, говоря "Будете как Бог (Элохим), знающими добро и зло" (именно так в еврейском тексте), он тем самым говорил: "вы будете не только образом, но и подобием Бога" (но не богами!). Здесь начало всех магических практик - воровства того, что явно запрещено. Ведь только Творец, стоящий над добром и злом и над человечеством в целом, знает, что для его творения хорошо и что плохо. Человек же в этом пластается, и подняться над своей плотской природой не в состоянии, как бы он ни "обожился". Фактически в мифе о поедании плода от древа познания отражено возникновение мышления и самосознания, то есть выделение человека из мира животных, не способных осознавать свои поступки и себя как личность, а далее неизбежное осознание своей собственной смертности, которого животные тоже лишены.
Первоначально человек только "узнавал" мир и давал ему названия (2:19) - это первый период, состоявший в возникновении и развитии прообраза речи - жизнь в "раю", чуть выше уровнем, чем животные. По мере же развития речи произошла диссоциация, и содержание названий разделилось на значение и смысл, и именно эта трансформация дала первобытному человеку инструмент, гораздо более эффективный чем обработанный камень. Именно в этот момент у человека и появляется сознание и самосознание. Тут уже начинается познание смысла всего существующего и своей собственной жизни, что изображено в виде вкушения плода древа познания. Добро и зло - это лишь малая часть знания, причем змей действительно обманул - ведь человек не в состоянии оперативно различать добро и зло, но может судить о них только по результатам событий, ибо не способен предвидеть отдаленных последствий своих и чужих поступков. В результате жизнь в простоте, в первобытном "раю" закончилась и началась жестокая, реальная и вполне сознательная и осмысленная борьба за существование.
Как видим, миф необыкновенно точно отразил естественный процесс возникновения сознания у первобытных людей, но тем не менее, вплоть до сегодняшних дней немалая часть человечества свято верит в то, что все его беды происходят из непослушания неких прародителей своему Творцу. Вы скажете, а как же змей? А что змей? Змей - лишь порождение нашего разума, дух сомнения и неверия, вдохновляющий нас на исследование, творчество и открытия, и вплоть до сегодняшнего дня продолжающий ввергать нас во все новые и новые беды. Христиане лишь гипостазировали его, почти материализовав до чертей с рогами, тогда как он внутри каждого из нас, и грешника и праведника.
Совершенно не понят и миф о Каине и Авеле. Если рассматривать его символическое значение, то оба они - это человек как таковой в его постепенном росте, и взрослении. Авель - детство человечества в единстве с природой и животными, человек, еще почти не осознающий себя как нечто отличное и отдельное от них, наивный, не знающий лжи и зависти. Он если и зол и буен, то по неведению, непредумышленно. Он еще только красивый цветок, а какой будет плод - не известно. Каин - человек повзрослевший, познавший себя и жестокий окружающий мир, в котором ему предстоит выживать без клыков и когтей с одним слабым разумом. Осознавший свое место в мире и поневоле задумавшийся, почему он не понравился своему Создателю и почему тот так жесток к нему, оставив без помощи, а труд его по большей части приносит ему лишь волчцы да тернии. Недаром Авель - скотовод, дитя природы, а Каин - земледелец. Кстати, именно последнему прежде всего нужен технический прогресс для облегчения его тяжкого труда, часто оказывающегося бесплодным. Причина неприятия жертвы не объяснена, догадывайся как хочешь и можешь, сказано только что он "не делает доброго" и должен властвовать над своими страстями, то есть сам себя исправить.
Кто-то скажет, что первым родился Каин, а не Авель, но в том то и суть, что в мифе дело не в первенстве, а в возрасте. Каин, как уже сказано, - это человек повзрослевший, поэтому он должен быть старше. Авель в душе человека неизбежно погибает и сменяется Каином, который видит себя проклятым и оставленным Богом, он вынужден сам догадываться, как угодить своему немилостивому хозяину. Отсюда и поклонения, многочисленные обряды и жертвы, надрывная, льстивая апология Совершенного Бога в Писаниях и надежды на приход Спасителя (спасителя от кого, от него же?). Вот только вряд ли сам Создатель проклинал за все это свое творение, это уже домыслы тех, кто не мог объять необъятного - замыслов Творца о человеке. Для Творца могла стать печальной неожиданностью такая трансформация и тупиковость ситуации.
Каждый человек до сих пор рождается Авелем, но очень быстро общество перевоспитывает его, убивает в нем все непосредственное, наивное и доброе, и превращает в жестокого, расчетливого и рационального Каина. Есть ли у нас надежды на какие-то перемены к лучшему? Для этого как минимум должен измениться внутренне сам человек, большинство людей. Это представляется невозможным, страсти господствовали над человеком тысячи лет, могут ли они исчезнуть в одночасье? Но вот уже, как ни странно, нынешнее поколение наших детей вдруг резко изменилось, причем так, что приводит в смятение не только своих родителей, но и политиков, экономистов и ученых - новые поколения не хотят взрослеть и перенимать от нас то, что мы считаем главными достоинствами современного взрослого и ответственного человека, устраивающего свою жизнь по общепринятым лекалам. И трудно сказать к чему приведет эта внезапная остановка в развитии (ученые называют такое явление неотенией). Тем более что в мифе сказано - Каина никто не убьет. Дальше Каина мы развиться не можем, дальше только старость и естественное умирание. Родится ли новый Сиф, на потомка которого, нового Ноя, сможет воззреть Творец без содрогания - большой вопрос.
Все последующие главы книги Бытия - это уже самый последний этап создания человека, тот момент, когда человек, наконец, обрел способность мыслить, но разумным и мудрым так и не стал, а Создатель вживе увидел, что же в результате у него получилось, "и восскорбел в сердце Своем". Дальше люди будут продолжать жить и творить свою историю, а Творец обдумывать их путь и где-то по возможности поправлять его и саму человеческую природу.
Итак, являются ли эти тексты откровением от Творца или это просто гениальная догадка? Вопрос спорный. Возможно, в этих текстах люди где-то сами, где-то с подсказкой попытались понять правду о самих себе и их связи с Творцом и Создателем, и выразили это единственно доступным на то время способом - в виде мифа. Но их потомки ничего не поняли и соорудили вокруг непонятных символических образов культ, который со временем, когда окончательно были забыты первоначальные смыслы, превратился в карго-культ. А после появления Апокалипсиса с его беспощадным окончательным анализом последнего не слишком удачного творения, вся эта мифология и ее толкования вообще ушли в прошлое и имеют лишь историческое значение, как древние окаменелости в музее естественной истории.