По сетям с шумом пронесся ролик про мамку, кормящую свое уже не такое малое дитё. Даже с головой погруженный в СВО Кассад
опубликовал его, очень уж характерный и показательный пример в плане того... как не надо. Ну и комментарии доставляют.
И надо же, буквально вчера вечером записал на эл. книжку супруге по ее просьбе шеститомник М.И.Богдановича "История царствования императора Александра I", а утром она подходит и зачитывает мне оттуда выдержку из составленных Императрицей Екатериной II "Наставлений" о воспитании царственных питомцев для их воспитателя Н.И.Салтыкова. Очень поучительно, наглядно показывает, где мы свернули не туда.
* * *
Императрица предписывала, чтобы их платье было как можно простее и легче, чтобы пища была простая, и "буде кушать захотят между обедом и ужином, давать им кусок хлеба". Далее - сказано: "чтоб не кушали, когда сыты, и не пили, не имея жажды, и чтоб когда сыты, их не подчивали пищею или питьем; чтобы не пили холоднаго вспотевши, или когда разгорячены, а вспотевши, не пили иначе, как скушав наперед кусок хлеба."
Императрица желала, чтобы юные князья и летом, и зимою оставались как можно чаще на свежем воздухе, на солнце и на ветру, а зимою по возможности реже возле огня, и чтоб зимою в их комнатах было не более 13-ти или 14-ти градусов по Реомюрову термометру [16-17⁰C]. <...>
Императрица желала, чтобы великие князья зимой и летом ходили в баню, через три или четыре недели, а летом купались, сколько сами захотят, лишь бы перед тем не вспотели. Весьма полезным считала она, чтобы дети учились плавать. Показано было им спать "не мягко", а на тюфяках под легкими одеялами, летом - ситцевыми, подшитыми простынею, а зимою - стёганными; ложиться и вставать рано. Предписано веселым играм детей не мешать и "малых неисправностей при игре не унимать." Государыня полагала, что "дав детям в игре совершенную свободу, можно узнать нрав и склонности их." Далее сказано: "не оставлять их никогда праздными".
По мнению Императрицы, следовало избегать употребления лекарств и обращаться к помощи врача только в случае действительной болезни. "Когда дети больны, приучать их к преодолению страданий терпением, сном и воздержанием. Каждый человек подвержен голоду, жажде, усталости, боли от недугов и ран, и потому должен переносить их терпеливо. Помощь в таких случаях необходима, но надлежит подавать ее хладнокровно, без торопливости."
В особой главе, "касательно умонаклонения к добру", Императрица предлагает действовать на мораль детей, давая им чувствовать, при всяком удобном случае, что прилежание и хорошее поведение награждаются любовью, добрым именем и славою, а нерадение и дурные поступки влекут за собою стыд и презрение. "Стараться при всех случаях вселять в детях человеколюбие и даже сострадание ко всякой твари".... Обман и неправда, и в игре, не должны быть терпимы как бесчестное и постыдное дело. "Буде окажут несправедливость или обман, тогда следует лишить их им принадлежащего, чтобы они почувствовали, какова несправедливость".
По мнению Императрицы, "дети обыкновенно плачут от упрямства, либо от болезни, но должно запрещать всякие слезы. В болезни - следует употребить необходимыя средства для ея облегчения, не обращая внимания на слезы, и стараясь внушить детям, что плач их не уменьшает, а усиливает болезнь, и что лучше преодолевать ее бодростью духа и терпением. Мысли же их стараться отвлечь на что иное или обратить слезы в шутки.... Если в чем-либо приставники отказали детям, то чтобы криком или плачем не могли выпросить." <...>
"Кто с младенчества не поважен повиноваться приказанию и совету родителей и приставников, тот, созрев, не в состоянии будет слушать советов здраваго рассудка и справедливости.... Чего дети повелительным голосом требовать будут, того не давать"....
Кто не слушается - продолжает Екатерина - тот болен, и должно поступать с ним как с больным, лишив развлечений и забав, свойственных здравому, пока болезнь его кончится с возвращением здраваго рассудка, т.е. с послушанием и покорностью." <...>
Императрица предписывала: "отдалять от глаз и ушей Их Высочеств все худые примеры, и чтобы никто при детях не говорил грубых, непристойных и бранных слов, и не сердился".
"Главное достоинство наставления детей - продолжает Екатерина - состоять должно в любви к ближнему (не делай другому, чего не хочешь, чтоб тебе сделано было), в общем благоволении к роду человеческому, в доброжелательстве ко всем людям, в ласковом и снисходительном обращении со всеми, в добронравии, чистосердечии, в удалении гневной горячности, боязливости и пустаго подозрения"....
По словам Императрицы, "истинная смелость состоит в том, чтобы пребывать в том, что долг человеку предписывает."
По ея мнению, надлежало отдалять от детей все то, что могло бы испугать их, но если они чего боятся, то приучать к таким предметам исподволь, сперва издали, а потом подходя ближе, стараясь рассеять их опасения доказательствами, доступными детскому понятию, но "основанными на истине", либо обратив их страх в шутку. С такой же целью было приказано приставникам не выказывать опасения при громе, буре и в других случаях, и приучать детей не бояться пауков, мышей, собачьего воя, качки кареты или лодки, а также чтобы они видели, как лягают и топают ногами лошади, и подходили к ним. Приказано также приучать детей ходить по таким местам, где они могут споткнуться без опасных последствий; если кто из них упадет, не спешить без нужды на помощь и дать время встать самому; в случаях же, когда нужна помощь - подать ее, не торопясь. <...>
Богданович М.И. История царствования императора Александра I и России в его время. Т. 1, с. 4-9, СПб., 1869.