277. Церковь, вероятно, хотела бы переименовать homo sapiens в "Человек Верующий", но куда правдивее было бы - "человек ворующий". Самое страшное, что в последнее время он приноровился воровать даже у своих детей (в том числе и у нерожденных) - воровать их будущее.
* * *
278. Современное христианство куда больше подпадает под определение культа, нежели религии, т.к. его основным смыслом и целью стало не столько нравственное совершенствование человека и жизнь по заповедям, завещанным основателем религии, сколько религиозно-магическое поклонение сверхъестественным существам и предметам с ними связанным.
* * *
279. Ужасные вещи люди иногда говорят спроста, когда им напоминают о неизбежном конце нашего мира по нашей же вине: "хочется еще пожить, и чтобы наши дети еще пожили". То есть пусть возмездие придет на наших внуков, а не на нас, сотворивших все это.
* * *
280. В христианстве отсутствует хоть какой-нибудь монотеизм, как бы оно это ни отрицало. Если человек хочет что-то получить или от чего-то избавиться, он обращается к Богу и Христу, не получилось - к Богородице, опять не вышло - к святым ангелам и угодникам, снова нет - к священникам, старцам, монахам, а дальше - молебны, акафисты, соборования, помазания, прикладывание к иконам и мощам, шапочка отца Серафима, вериги юродивого Василия, святая водичка, окунания в источники....
В исламе же человек предает себя на волю Аллаха - и спокоен, больше никуда и ни к кому бегать за помощью не надо. Родственники, друзья и соседи в случае чего сами придут и помогут.
* * *
281. При социализме народы воодушевлял миф (аналог веры), что в обществе возможны справедливость, равенство, братство, бескорыстие... Кто-то верил, кто-то не верил, тем не менее это работало, и в немалой степени так оно и было. Сейчас в это так же трудно поверить, как в Бога на небесах.
* * *
282. Принцип аналитизма - механическое объединение составных частей, где всё можно объяснить из их индивидуальных свойств.
Принцип холизма - целое больше суммы своих частей.
Для редукционистов неразрешимая задача - понять, что же представляет собой это "больше".
* * *
283. Да, человеку дана полная свобода воли. Но не надо ее путать со свободой выбора - тут мы далеко не свободны.
* * *
284. Я честно признаюсь, что совсем не понимаю отдельных людей, от силы могу сделать только общие выводы. Но люди по большей части уверены, что вполне могут понимать их, и последнее бывает гораздо хуже первого.
* * *
285. Те, кто кричат об опасности произвола властей, чаще всего просто мечтают заменить его своим произволом.
* * *
286. Надо постараться не забывать, что сознание и рациональное мышление - это лишь оболочка, сосуд, придающий внешнюю форму тому содержанию, что рождается глубоко внутри, под поверхностью сознания, в том месте, которое мы называем подсознанием, бессознательным, интуицией, пониманием, эмоциональным разумом, символическим мышлением, шестым чувством, духовным разумом и массой других эпитетов. Такое количество названий говорит о том, что его сущность мы пока совсем не понимаем.