109. 1 Сказал Иисус: Царство подобно человеку, у которого на поле спрятано сокровище, и он не знает о нём.
2 И после того, как он умер, он оставил его своему сыну. Сын не знал, он взял (51) это поле и продал его.
3 И купивший его пришёл пахать, нашёл сокровище и начал давать деньги в долг, кому захотел. [Мф.13:44]
В логии 95 Иисус говорит о том, что нельзя давать в долг под проценты, следовательно речь не о материальном сокровище, а как всегда о духовном.
Возможно, Иисус прикровенно рассказывает здесь о том, как досталось ему это сокровище от евреев, которые не поняли, какое духовное богатство получили они от Творца и пренебрегли им, взяв за него от Б-га "деньгами", то есть внешними традициями, ритуалами, а так же необыкновенным практическим умом и пронырливостью, а далее говорит о том, что он решил с этим сокровищем сделать - "давать в долг" ученикам, чтобы те впоследствии вернули его сторицей. Вот только долги никто возвращать не собирался, инвестировав их в новый религиозный проект.
У Матфея смысл логия изменен и упрощен, в нем представлен человек, ловко обхитривший владельца поля и выкупивший его у него за гроши. Не так ли поступали англичане с индейцами в Америке, да и не только они?
Здесь же человек находит сокровище на уже принадлежащем ему поле, поэтому в нравственном отношении ситуация безупречна, что очень важно. А вот в канонических евангелиях казусов, подобных вышеизложенному, хватает, взять хотя бы случай с хитрым и находчивым управителем имения у Луки, подделавшим долговые расписки (Лк.16:1-9).
* * *
< Евангелие от Фомы - Л108 = = =
Евангелие от Фомы - Л110 >