28. 1 Сказал Иисус: Я стоял в середине мира и Я {явился им} во плоти. [Oxy 1: "увидел их"]
2 Я нашёл их всех пьяными, Я не нашел никого из них жаждущим,
3 и Моя душа опечалилась над сынами человеческими, ибо они слепы в своём сердце и не видят, что пришли в мир пустыми. Они ищут вновь уйти из мира пустыми.
4 Но теперь они пьяны. Когда они бросят своё вино, тогда они покаются [вариант перевода: "раскаются"].
Пожалуй, это один из центральных пунктов учения Иисуса, объясняющий, почему он вышел в мир со своей проповедью. Однако именно здесь благодаря невероятной случайности мы можем увидеть своими глазами как то ли вольно, то ли невольно (чаще всего все же намеренно) в его высказывания вносились искажения, полностью изменявшие их смысл.
Обратите внимание, первая строфа не согласуется с последующими, ее конец явно поправлен по христианскому источнику типа: "Бог явился во плоти" (1Тим.3:16). Здесь мы видим откровенную попытку навязать взгляд о божественной природе Иисуса. И как хорошо, что каким-то чудом сохранился более ранний вариант речения среди обрывков папируса Oxy 1:
λεγει Ι(ησου)ς: ε[σ]την eν μεσω του κοσμου, και eν σαρκι ωφθην αυτοις (ωφθην - аорист от οραω - видеть, т.е. "увидел").
"Я стоял посреди мира и я увидел их во плоти", то есть плотскими, а не духовными (см. в книге
"The Sayings of Jesus from Oxyrhynchus", 1920, с.112). Вот так "аккуратно" в те времена христиане подменяли смысл речений последнего еврейского пророка, пока не превратили его в Сына Божьего и Бога! И сколько еще таких же подмен в тексте, который мы рассматриваем?
Ну а далее - это фактически аллюзия на 28 главу Исайи, тяжелейшее обвинение "и миру, и клиру", обличение их "пьяной гордости" (прочтите обязательно!). И речь вовсе не о физическом пьянстве, а об опьянении собственным плотским разумом и земными удовольствиями, которые люди поставили превыше разума духовного, и не осталось больше в мире жаждущих света истины. Человеку куда спокойнее и приятнее жить в забытьи, бессознательно, нежели, преодолевая сопротивление как внутреннее, так и внешнее, искать источник света и идти к нему. Человек рождается "пустым" и важно, чем он себя наполнит - хорошо, если светом мудрости, иначе будет пустота и тьма.
Наставник Силуан,
"Поучения" которого также были открыты в Наг-Хаммади, убеждает своих последователей сопротивляться бессознательному и стремиться к знанию:
"Прерви сон, который давит на тебя. Беги от забвения, которое наполняет тебя тьмой. ... Почему ты следуешь за тьмой, когда свет находится в твоем распоряжении? ... Премудрость призывает тебя, а ты стремишься к глупости. Не по своему желанию ты делаешь это, но скотская природа, которая в тебе, именно она делает это. ... Что есть дурная смерть, как не незнание? Что есть дурная тьма, как не забвение познания? ... Ибо глупый человек одевается в глупость, как в одежду. ... Ибо, будучи неразумным, он сам заблуждается. Ведь им руководит незнание, и он идет дорогами желания, всяких страстей. Он плавал в желаниях жизни и пошел ко дну. А он-то думает, что извлекает пользу, делая все то, что не содержит в себе пользы. Несчастный человек, который идет через все это, умрет, потому что у него нет ума руководителя. Но он подобен кораблю, который ветер швыряет из стороны в сторону, и подобен вырвавшейся лошади, у которой нет всадника."
А вот как обращается к людям Премудрость в Притчах: "Премудрость возглашает на улице, на площадях возвышает голос свой, в главных местах собраний проповедует, при входах в городские ворота говорит речь свою: "доколе, невежды, будете любить невежество? [доколе] буйные будут услаждаться буйством? доколе глупцы будут ненавидеть знание?" (Притч.1:20-22)
Кроме того, люди опьянены возможностями собственной способности к "творчеству", перетолковыванию откровений и созданию собственных. Они, имея немногие откровения от Творца, одновременно принимают человеческие измышления за его откровения и, следовательно, за истину в последней инстанции, в результате постепенно подменяя главные истины более приземленными нормами и законами, забывая, откуда они появились, и начиная жить по букве этих выдуманных законов, а не по духу заветов, данных в откровениях (пресловутый карго-культ).
Иисус говорил об иудеях, о том, во что они превратили Тору (ведь он считал, что он послан именно к ним). И именно о них он говорит далее в 39 логии о фарисеях и книжниках, спрятавших ключи знания. Вот только они своего вина не бросят, наоборот, нагонят нового, еще более крепкого (каббалу). А ведь еще в XII веке великий их учитель Маймонид предупреждал: "Великое зло - то, что всё написанное люди изначально считают верным, тем более если это написано в древних книгах" (Письма Рамбама, т.2, с.480).
И как раз на примере этого логия Иисуса мы видим, как легко впасть в заблуждение, принимая на веру, без исследования и проверки, каждое написанное слово.
* * *
< Евангелие от Фомы - Л27 = = =
Евангелие от Фомы - Л29 >