О сенсорной интеграции

Mar 02, 2024 17:11

Отличная статья с Афтершока про формирование целостного сенсорного восприятия у животных и человека (как нынче говорят, лонгрид, сразу остерегая людей, которые уже ментально покалечены и не могут воспринимать длинных текстов). Все эти тонкости и опасности, описанные в статье (хоть и очень скупо), чрезвычайно важно знать всем - от философов, рассуждающих об "информационном скафандре", в котором заключен человек, до родителей, воспитывающих детей в условиях информационно-гаджетного беспредела. Приятного и полезного чтения.

* * *

Про "слепых" котят и покалеченных людей

В 1963 году два профессора - Ричард Хелд и Алан Хейн - провели эксперимент. Они взяли двух котят (которых до этого держали в полной темноте с рождения) и закрепили в устройстве в виде карусели. У одного котёнка была возможность перебирать лапками и двигаться, катая при этом карусель, а второй просто сидел неподвижно в корзине (которую передвигал первый), пассивно наблюдая за происходящим. То есть, они оба получали одинаковый зрительный опыт, но первый котёнок при этом был активным участником изучения пространства и окружающих предметов - его мозг получал не только визуальную информацию, а также интегрировал зрительные стимулы со стимулами осязательными, вестибулярными, мышечными. В то время как второй котёнок безучастно болтался в корзинке, видя всё то же, что и первый, но при этом больше никак с окружающим миром не взаимодействуя. Так продолжалось несколько сессий.

По итогу, первый котёнок развивался вполне нормально. Второй (который только смотрел на окружающую среду, но не взаимодействовал с ней), не научился нормально ходить, не мог оценивать расстояние до объектов, не понимал, где край поверхности, у него даже не развился защитный инстинкт моргания, когда предмет подносили к глазам слишком близко. Он остался фактически полуслепым.

Что случилось?

То, что произошло с котёнком, называется нарушением развития сенсорной интеграции. Интеграция - это процесс объединения разных частей в единое целое. Сенсорная же интеграция - ни что иное, как умение головного мозга упорядочивать огромное количество поступающих в сигналов от органов чувств и синтезировать информацию в единую систему восприятия. Так работает мозг кошки, мышки, так работает и ваш мозг. Например, когда вы идёте по лесу, рассматриваете пейзаж, слышите пение птиц и ощущаете аромат влажной земли - ваш мозг воспринимает все это совершенно разными органами, но складывает сигналы в одну общую картину, отсекая малозначительные стимулы и концентрируясь на более важном (куда поставить ногу на кочках). При этом вы можете наслаждаться природой да ещё и разговаривать с собеседником. Процесс сенсорной интеграции происходит бессознательно и мы воспринимаем его как само собой разумеющееся, как то, что было с нами всегда; но это сложнейшая работа нервной системы, которая развивается только через обучение типа «стимул-реакция».

Подробнее о сенсорной интеграции.

Мозг только родившегося ребёнка (или детёныша млекопитающего) уже сформирован как орган и выглядит вполне нормально, но в нём практически отсутствуют связи между нервными клетками, и чем сложнее устроен мозг животного, тем менее он «связан» на клеточном уровне. Чтобы образовались соединения между отдельными нейронами или кортикальными колонками, и мозг заработал как единая сеть, одинокие нервные клетки нуждаются в стимуляции. Только стимулы из окружающей среды заставит нейроны тянуться друг к другу и образовывать синаптические связи. Так, если совсем упростить: для зрительной системы нужен свет, для слуховой - звуки, для вестибулярной и проприоцептивной - движение организма в пространстве. Развитие новых связей порождает новые возможности для коммуникации нервных клеток - так сеть усложняется и совершенствуется, обретая способности к сложной когнитивной деятельности.

Развитие сенсорной интеграции - постепенный, иерархически развёртывающийся процесс. Для того, чтобы он прошел успешно, "несвязанный" мозг должен сначала научиться воспринимать и анализировать сигналы от разных органов чувств по отдельности. Например, для развития простого зрительного восприятия живому существу нужно получать самые разнообразные зрительные стимулы - только так мозг освоит навыки собирать разрозненные детали в одну картинку и распознавать предметы. Более сложным уровнем развития зрительного восприятия является не просто распознавание объекта, но и понимание того, где он находится: восприятие пространства и перспективы, а также взаимосвязей предмета с другими объектами. Для этого сложного процесса мозгу нужно научиться соединять зрительные ощущения с двигательными и вестибулярными сигналами. Иначе понимание перспективы не развить.

Для каждого этапа сенсорной интеграции существуют определённые сензитивные периоды - периоды наивысших возможностей для наиболее эффективного развития какого-либо навыка. Если в течение этих сензитивных «окон» будет получено недостаточно необходимых сигналов из окружающей среды или они и вовсе будут отсутствовать, то после закрытия окна возможностей обучиться этим навыкам будет гораздо сложнее или уже и вовсе не получится освоить их в полной мере. Например, если котёнок проведёт всё детство в кромешной темноте, то он не научится уже нормально видеть, даже если его взрослым выпустить на свет. Дело в том, что те нервные клетки, которые должны были работать со зрительными ощущениями, включатся в другие процессы - например, в обработку звуковых сигналов. Или покончат с собой вследствие невостребованности (это нормальный процесс развития мозга).

В учебнике общей психологии описан ещё один впечатляющий эксперимент: котят, которых держали в темноте, периодически помещали в так называемую вертикальную среду: в помещение, в котором имелись только вертикальные полоски на стенах. По окончании сензитивного периода формирования зрительного восприятия, их переводили в обычную комнату. Оказалось, что такие котята не умеют видеть горизонтальные предметы. Совсем. То есть, если палочка стоит, то котенок ее обходит. Если же палочку протянуть перед котёнком горизонтально, то он её не видит и натыкается на неё. Да, это кажется невероятным, но чтобы хоть примерно понять, как такое возможно, нужно нырнуть в нейробиологию поглубже, чем располагает данная статья. Ограничимся лишь пониманием, что детство играет в развитии сенсорной интеграции главную роль и любые чувственные депривации, особенно в период открытых «окон возможностей» могут привести к непоправимым изменениям.

Условно сенсорная интеграция делится на 4 уровня развития.

На первом уровне происходит восприятие тактильных ощущений - благодаря первым прикосновениям живое существо впервые ощущает себя физическими телом и начинает "понимать" свои границы. Происходит знакомство с гравитацией, за счёт чего начинает развиваться вестибулярная система и проприорецепця - ощущение себя в пространстве. Зрительная система, получая световые стимулы, учится складывать отдельные линии и цветовые пятна в цельные объекты. Слуховая - понимать эмоциональную окраску звуков.

На втором уровне интеграции, благодаря первым самостоятельным движениям и взаимодействию с гравитацией, происходит важнейшая координация между двумя сторонами организма, начинается более подробная «прорисовка карты» собственного тела в мозге. Развиваются навыки двигательного планирования: например, в какой последовательности ставить конечности, чтобы успешно двигаться к цели.

Далее процессы усложняются: за счёт активного движения, тактильного ощупывания и зрения происходит понимание пространства и перспективы, расстояния до объекта. Происходит специализация полушарий. И все последующие этапы развития будут напрямую связаны с тем, как прошли предыдущие.

Что касается сложной когнитивной деятельности:

«Навыки чтения и письма на самом деле вовсе не являются «базовыми». Они требуют от мозга детальной обработки ощущений и формирования точных двигательных и когнитивных ответов. Зрительная система должна уметь распознавать крайне незначительные различия между буквами, цифрами и знаками препинания. Ребенку необходима очень хорошая пространственная перцепция (восприятие), чтобы заметить разницу между 41 и 14 или лом и мол. Кора головного мозга должна обрабатывать зрительную информацию в соответствии с орфографическими и грамматическими правилами. Письмо еще сложнее, ибо, в дополнение ко всему упомянутому, мозгу приходится обрабатывать ощущения от кисти и пальцев, сравнивать их с «воспоминаниями» о том, что чувствуют руки в процессе письма, и затем организовывать сокращения мышц, управляющих карандашом.»[3]

Внимательно вдумайтесь. Чтобы суметь отличить 41 от 14, ребёнок должен познать окружающий мир через двигательную и тактильную активность, а не только путём зрительного восприятия.

(Пауза для лучшего осмысления)

И теперь, после того как мы немного разобрались с понятием сенсорной интеграции, давайте второго котёнка из эксперимента Хелда и Хейна с каруселью мысленно заменим на современного ребёнка, который всё больше воспринимает окружающий мир преимущественно через экран цифрового устройства, без непосредственного участия в реальности. Мы получим ребёнка с нарушениями сенсорной интеграции первого или второго уровня, которые очень сложно диагностировать - обычно их списывают на обычную невнимательность, неспособность сосредоточится или низкий уровень когнитивных способностей. Но именно эти нарушения и создают неполноценный фундамент для дальнейшего развития интеллекта.

Если всего вышеперечисленного всё же недостаточно, чтобы призадуматься о влиянии «экранного» воспитания, вот информация из современного педагогического пособия «Работа с детьми младшего школьного возраста, испытывающими трудности при изучении учебных предметов»:

«Анализ диагностических работ показал, что у современных младших школьников плохо развита сенсорная культура, мал опыт чувственного познания мира. Конечно, это обусловлено тем, что дети заменили непосредственные методы познания окружающей действительности различными новыми информационными средствами, которые предоставляют всю информацию либо в текстовом виде, либо с помощью опосредованного видеоряда. Поэтому сегодня дети, прекрасно владеющие различными видами гаджетов, не умеет наблюдать, рассматривать, т. к. привыкли получать готовую информацию уже в обобщенном виде. Это приводит к тому, что внимание фиксируется на внешних, случайных признаках, а сущность объекта выпадает из зоны внимания.»

То есть, реальные последствия нарушения сенсорной интеграции детей уже имеются, и это фиксируют передовые педагоги. Такие «умненькие» детишки, которые запросто осваивают тыканье по экрану на радость родителям и в три года разбираются в гаджетах лучше взрослых, оказываются ментально покалеченными и необученными нормально взаимодействовать с реальным миром.

Есть над чем поразмыслить.

Материалы:

1.Маргарет А. Шеридан и др. Ранняя депривация изменяет структурное развитие мозга от среднего детства до подросткового возраста. наук. Адв. 8 , eabn4316 (2022). DOI: 10.1126/sciadv.abn4316.
2.РАБОТА С ДЕТЬМИ МЛАДШЕГО ШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА, ИСПЫТЫВАЮЩИМИ ТРУДНОСТИ
ПРИ ИЗУЧЕНИИ УЧЕБНЫХ ПРЕДМЕТОВ Методическое пособие для учителя начальной школы, Москва, 2023
3.РЕБЁНОК И СЕНСОРНАЯ ИНТЕГРАЦИЯ. ПОНИМАНИЕ СКРЫТЫХ ПРОБЛЕМ РАЗВИТИЯ Теревинф, 2009

деградация, нейросети, наука, мозг

Previous post Next post
Up