Apr 27, 2011 02:46
Вот видит не буду говорить кто, я не хотел. Но придется из фейсбука на какое-то время переместиться сюда. Началось все с того, что я поутру поздравил со светлым христовым воскресеньем своих итальянских друзей, причем на языке Данте и Петрарки. Получив в комменты кучу пьяных и достаточно безобидных шуток типа "allah aqbar", но кроме них еще и кучу агрессии в комментах и в ленте. Короче, апрельские тезисы по поводу празднования Пасхи (простите, кого коробит заглавная буква).
Во-первых, я антиклерикал. Я выступаю за отделение церкви от государства, против передачи церкви музейных ценностей и имущества, обремененного вечной государственной заботой и финансированием, а также меня коробит от присутствия первых лиц в кадре прямой трансляции из ХХС. Мне не нравится деятельность ни ЗАО РПЦ, ни ЗАО РКЦ, и еще меньше деятельность всяких ООО Христианская тоталитарная секта. Я считаю, что они занимаются абсолютно не тем, чем могли бы заниматься, но при этом я считаю, что ни один институт, кроме церкви, не сможет справиться с такой, например, проблемой, как двузначные цифры абортов на одну женщину в нашей стране, потому что в современной (и в целом правильной) парадигме прав человека у этой проблемы решения нет. К сожалению, церковь больше заботят геи и презервативы, по всей видимости, по причине того, что священнослужителям нравится сношать детей (1) эксклюзивно и (2) без резины.
Во-вторых, я агностик. Я считаю веру и атеизм явлениями одного порядка, поскольку исходные постулаты в обоих случаях ("Бог есть" и "бога нет") невозможно ни доказать, ни опровергнуть рационально, поскольку отсутствует само определение Бога. Область религии вообще лежит вне чувственного и рационального восприятия. Поэтому странно, конечно, слышать, как атеисты и религиозные фанатики обвиняют друг друга в абсурдности воззрений. В XXI веке среди на всю голову православнутых встречаются как беспросветно дремучие и сирые, так и абсолютно успешные и образованные люди, просто последние живут в постоянном страхе за свое богатство, а в нашей стране защитить его не помогут ни суд, ни милиция, вот им и остается разве что уповать на высшие силы. Современному миддл-классу, ясен корень, религия в основном фиолетова: справедливость в основном достигается на земле, да и рай - тоже на земле, если пойти в инвестбанкиры, например, и не угробить к 40 годам здоровье и потенцию. Мой хороший друг, 70-летний итальянский профессор рассказывал, что когда он был маленьким, сразу после войны, в церковь в никогда не слывшем особо религиозным Милане было просто невозможно зайти, не отстояв очередь. Церкви были полны обездоленными и осиротевшими после войны - и совершенно очевидно, что религия для огромного большинства последователей основана в первую очередь на страхе перед будущим или в частных случаях перед прошлым: общества, процветание которых мало зависит от явлений, не подвластных человеческой воле, наподобие неурожаев или эпидемии чумы, априори менее религиозны, чем, скажем, нищие страны Тропической Африки. Но из процветания совершенно не следует, что вера - зло и дремучее заблуждение. Потому что все люди, кроме теологов, идут в религию вовсе не за познанием Вселенной, а за мистическими переживаниям.
В-третьих, я холерик. Меня очень много что раздражает. Больше всего, например, меня раздражают тормоза на дороге. Бесят тугодумы. Напрягают бабы и дети с косынкой на голове. Но это все бытовые раздражители, угрозы собственному комфорту - всегда угрозы номер один. Но я не чувствую никакого дискомфорта от того, что кто-то мирно отмечает религиозный праздник и пусть раз в год ходит в церковь. Особенно мне близки такие религиозные праздники, которые сопровождаются лишним выходным, как в Европе, где многие рождественские и пасхальные каникулы используют для того, чтобы увидеться с родными, до которых нам очень часто нет дела или на которых не хватает времени. Тем более что религия в связи с этими праздниками не предписывает ничего такого, что выходило бы за рамки здравого смысла: провести неделю в мыслях о добром, оглянуться на свою жизнь и прожитый год, подавать милостыню, зайти к соседям или друзьям и обменяться гостинцами. От каких-то старорежимных пережитков, вроде запрета на секс во время поста, уже и так отказались с тех пор, как рождение детей в пик холодов или во время сбора урожая (через 9 месяцев после соответственно великого и рождественского постов) перестало быть вопросом выживания. Тормоза на дороге - это частный случай, а религиозные люди - помимо того, что это часть нашей общей культуры, это еще и социальная группа. Точно такая же, как геи, от которых меньше всего ждешь проявления политики двойных стандартов под прикрытием воинствующего атеизма. Мне кажется, опыт жж-шных свалок "православные против голубых", коих я повидал немало, всех, кто имеет глаза, научили, что никакие научные аргументы не в силах побороть в людях личные заморочки и неприязнь к чужим. Может, все-таки дадим шанс терпимости без дискриминаций и эгоизма, а? И сделаем ее взаимной?
занимательная социология