Полярная экспедиция Де Лонга

Jun 01, 2017 01:45

23 марта 1882 г. на крайнем севере Сибири, у устья р. Лены, внимание инженера Д. Мальвилля - одного из спасшихся участников американской полярной экспедиции де-Лонга - привлекла рука со скрюченными пальцами, торчавшая из сугроба. Рука принадлежала трупу капитана де-Лонга. Неподалеку были обнаружены одиннадцать трупов его спутников, погибших от голода.

Около трех лет перед этим - 8 июля 1879 г.- из Сан-Франциско на моторно-парусном судне «Жаннета» под начальством Джорджа де-Лонга отправилась экспедиция, ставившая главной своей задачей достижение Северного полюса.

В научных кругах того времени существовало убеждение, что Северный Ледовитый океан в большей своей части свободен от льдов; кроме того, де-Лонг и его товарищи придерживались мнения, что пересечь океан «Жаннете» помогут те постоянные течения, которые неизменно уносят к северу от Берингова пролива разбитые корабли и шлюпки. Предполагалось, что «Жаннета» будет дрейфовать к северу, сохраняя запасы топлива, а достигнув высоких широт, судно возьмет курс к Северному полюсу. Если же на его пути встретятся льды или суша,- тогда, оставив судно, партия исследователей двинется к полюсу на санях, запряженных собаками и водрузит на крайней северной точке земного шара американский флаг. Возвращению корабля также поможет течение, которое, как предполагалось, должно будет отнести «Жаннету» к берегам Гренландии.

8 июля «Жаннета», провожаемая свистками судов и артиллерийским салютом, отправилась к северу. 12 августа судно достигло о. Михаила у северо-западного берега Аляски, а 28 августа прошло Берингов пролив. Попутной, довольно важной задачей экспедиции де-Лонга было выяснение судьбы «Веги» А. Норденшельда, отправившейся в июле 1878 г. из Швеции Северо-восточным морским путем в Азию. Корабль Норденшельда был вынужден зазимовать и только в 1879 г. закончить свое историческое плавание, пройдя хотя и с зимовкой, впервые весь Севморпуть. После остановки у мыса Сердце-Камень «Жаннета» направилась к Колюченской губе. Здесь от местных жителей де-Лонг узнал, что «Вега» благополучно перезимовала в этих местах и еще весной отправилась к Берингову проливу. Судьба Норденшельда не вызывала опасений, и потому де-Лонг счел возможным приступить к выполнению главной задачи - достижению Северного полюса.

Район арктических вод, которым проходила «Жаннета», известен в истории полярных мореплаваний, как какое-то «заколдованное место». Своеобразные ледовые условия подвергают плавающие здесь суда особенно тяжким испытаниям. Здесь была вынуждена зазимовать «Вега». В 1914 г. здесь затонула дрейфовавшая во льду канадская шхуна «Карлук». Десятью годами позже с трудом прорвалась сквозь тиски льдов канонерская лодка «Красный Октябрь», возвращавшаяся из своего славного похода на о. Врангеля, на котором она водрузила советское знамя. «Сибиряков», прошедший в 1932 г. весь Севморпуть в отличие от Норденшельда без зимовки, именно здесь потерял гребной винт и ему пришлось продолжать свой замечательный рейс под самодельными парусами. Нужно ли напомнить о том, что здесь также произошли дрейф и сжатие «Челюскина». Недаром исследовательская мысль советских ученых - полярников устремлена с особым вниманием в восточную часть Ледовитого океана.

Итак «Жаннета» направилась к северу. Но уже 5 сентября в 20 милях к северо-востоку от о. Геральд ее сковали льды. Вскоре льды стали сжимать судно, и оно получило крен на 9°. Попытка пробиться к о. Геральд и стать на зимовку не удалась. Неудачей кончился также и поход, предпринятый помощником де-Лонга - Ч. Чиппом, который надеялся добраться до острова на санях.

Началась долгая зимовка в дрейфующих льдах. Судно трещало и скрипело при каждом сжатии, Буквально каждую минуту напор льдов мог превратить судно в груду обломков. Экипаж спал одетым. Сани и лодки с провизией и снаряжением стояли наготове.

Несмотря на тревожное состояние, зимовщики не падали духом. Смех и песни слышались со всех сторон. Питание пока было прекрасным. Охота на медведей и тюленей давала много мяса. Новый 1870 г. встретили банкетом. Год начался хорошей ясной погодой, но 19 января льды так сжали судно, что в носовой части появилась течь. Вода быстро затопляла трюм. Привели в действие паровые насосы, но сколько ни откачивали, количество воды не уменьшалось.

Кончилась зима. Один за другим проходили томительные своим! однообразием месяцы короткого полярного лета, а «Жаннета» по-прежнему была во льдах. Особенно угнетало де-Лонга «топтание на месте». B годовщину ледяного плена - 6/IX 1880 г.- выяснилось, что судно продрейфовало около 1500 миль, но подвинулось к северу (по прямой) лишь на 150 миль. 150 миль за 365 дней! Было от чего придти в уныние.

6 ноября началась вторая полярная ночь во льдах. Ударили тридцатиградусные морозы. Уголь экономили, топили мало, и потому жилые помещения на корабле покрылись изнутри изморозью и льдом. С середины декабря дрейф в северо-западном направлении ускорился.

17 мая 1881 г. на горизонте была замечена неизвестная земля. Это открытие всех обрадовало.

Вновь открытый остров, лежавший на 76°47' с. ш. и 158°56' в. д., был назван о. Жаннеты, но добраться до него не удалось не только никому из участников экспедиции де-Лонга, но и в дальнейшем.

Через несколько дней - 25 мая заметили второй остров. Группа зимовщиков из 6 чел, с санями, лодкой и 15 собаками побывала на новом острове, который назвали о. Генриетты. Он оказался бесплодной скалой со снежной вершиной.

«12 июня часа в 4 дня, - рассказывал Мельбилль, - «Жаннета» под напором движущихся ледяных глыб стала качаться направо и налево; вслед затем, гремя своими железными и деревянными частями, она вдруг выпрямилась почти вертикально, ледяные глыбы, раздавившие ее, медленно разошлись, и она стала погружаться в воду все быстрее и быстрее. Мы теперь очутились совершенно отрезанными от всего мира, без всякой надежды на чью-либо помощь, предоставленные самим себе; мы почувствовали наше полное ужасающее одиночество. Мы очутились на ледяном поле в 770 км от дельты р. Левы, которую считали ближайшим пунктом, где можно будет получить помощь, так как по нашим сведениям по Лене плавали пароходы, а берега ее были густо населены».

19 июня 1881 г. 33 чел., потерпевшие крушение, двинулись к югу. Все припасы и снаряжение погрузили на пять саней. Двое саней и четыре шлюпки, поставленные на полозья, тянули люди, а трое саней везли собаки. С неимоверными трудностями путники пробирались среди вздыбленных торосов, переправлялись на шлюпках через полыньи и разводья.

Для определения направления пользовались компасами. Туманная погода долго мешала определить точно местоположение. Лишь через неделю де-Лонгу удалось «поймать солнце». Он установил, что путники не только- не продвинулись к югу, а находились теперь на 28 (миль севернее того места, где затонула «Жаннета». Льды, по которым шли люди, передвигало течением к северу, и пока они проходили милю к юго-западу, их относило на 3 мили к северо-западу. Де-Лонг сообщил об этом только Мельвиллю и доктору Амблеру.

Лишь в начале июля начальник экспедиции установил, что противное течение прекратилось.

С 6 по 30 августа 1881 г. де-Лонг со своими спутниками плыл к Новосибирским островам от открытого ими 29 июля острова, названного именем Беннетта, издателя газеты «Нью-Йорк Геральд», снарядившего экспедицию де-Лонга.

«11 сентября, - рассказывает Мельвилль,- мы достигли кромки ледяного поля. Перед нами бурно шумело открытое море, простиравшееся до самого Сибирского берега. Только 140 км отделяли нас от мыса Баркова, конечного пункта нашего путешествия; мы были радостно настроены, надеясь, что при теперешнем попутном свежем ветре, если только он не слишком усилится, мы достигнем мысы Баркова и сибирской земли в течение одной ночи.»

Де-Лонг и его спутники, разместившись в трех шлюпках, тронулись, держа курс на юго-запад. Они плыли быстро, но волнение на море значительно усилилось, и лодки бросало из стороны в сторону.

В результате шторм разъединил лодки. «Мы потеряли окончательно из виду лодку Читша и расстались с де-Лонгом, - рассказывал Мельвилль, - в ночь на 12 сентября; буря была так ужасна, что угрожала ежеминутной гибелью. К утру шторм продолжался с прежней силой. К пяти часам дня море и ветер значительно успокоились, и мы немедленно тронулись в дальнейший путь на юго-запад по направлению к мысу Баркова.»

«Через несколько дней мучительного плавания по лабиринту бесчисленных протоков, речек и речушек, составляющих дельту р. Лены, мы пристали к высокому берегу какой-то протоки, где виднелось несколько покинутых юрт; так как было уже часа два ночи, то мы решили пообедать. Пока товарищи разводили костер, я посматривал на реку и вдруг увидел к величайшей радости, что к нам приближаются три якута на лодках».

Якуты накормили и обогрели Мельвилля и его товарищей и помогли им добраться до русского селения Булун на р. Лене.

Когда в памятную ночь 12 сентября буря разбросала лодки, на шлюпке де-Лонга ветром сломало мачту и снесло паруса. Поэтому, когда прекратился шторм и подул южный ветер, суденышко могло лишь очень медленно, на веслах продвигаться к берегу. Земля показалась 17-го, но высадиться удалось только через сутки, так как мелководье не позволило пристать к берегу. Спутникам де-Лонга пришлось около 3 км идти вброд по ледяной воде и перетаскивать припасы и снаряжение на песчаный отлогий берег.

Провианта оставалось немного, сил еще меньше. Почти все были простужены, у многих отморожены пальцы на ногах. Де-Лонг решил немедленно идти на юг, чтобы поискать жилье. По его предположению берег Лены должен был быть густо населен. Поэтому он не сомневался, что через день-два им повстречаются селения. Ввиду этого, чтобы не обременять свои и без того подорванные силы излишней тяжестью, они оставили все снаряжение и запасы на месте высадки и, захватив только самое необходимое из провизии, 19 сентября пошли к югу.

Но чем дальше они продвигались, тем становилось понятнее, что расчеты на быструю встречу с жителями глубоко ошибочны. Порции уменьшали каждый день, но уже 3 октября пришлось убить и съесть собаку, и с этого дня начались муки голода. Через два дня умер матрос Эриксон, наиболее слабый из группы.

9 октября, когда уже не оставалось никакой пищи, де-Лонг отправил двух наиболее сильных матросов вперед, надеясь, что они скоро найдут какое-нибудь селение и вернутся с провизией.

Начиная с 10 октября, люди получали в день по ложке глицерина с горячей водой. 15 октября на завтрак был отвар кустарниковой ивы. 17 октября умер от голода эскимос Алексей. С 20 по 30 октября умирают еще 7 человек.

Матросы Ниндеманн и Норос только через две недели блужданий - 22 октября - встретили туземцев около селения Булкур. Несмотря на то, что моряки еле стояли на ногах от слабости, они всячески старались уговорить якутов идти на помощь оставшимся товарищам. Но уговоры не привели ни к чему. Якуты шли на юг, и Ниндеманну и Норосу пришлось присоединиться к ним. В конце октября они добрались до Булуна.

Моряки были очень слабы и, страдая от кровавого поноса, целые дни проводили в хижине, не имея сил выйти на воздух.

Вечером 2 ноября Ниндеманн лежал на своей твердой кровати. Норос сидел у открытой двери. К хижине подошел одетый в мех человек. Ниндеманн повернулся посмотреть на входящего и в изумлении упал на кровать.

- Боже, господин Мельвилль... Вы живы! Мы считали, что китобойный вельбот погиб! - Воскликнул Норос.

Узнав от моряков о безнадежном положении де-Лонга и его спутников, Мельвилль немедленно приступил к организации помощи. 10 ноября он выехал на собаках к северу и 14 ноября нашел место, где высадился де-Лонг с товарищами. Мельвилль откопал корабельные книги, хронометр, инструмент и много других предметов, оставленных де-Лонгом. Но найти последний лагерь де-Лонга Мельвиллю не удалось.

Он вернулся в Булун, затем поехал в Якутск, где организовал большую экспедицию для поисков погибших. 23 марта 1883 г. Мельвилль нашел трупы де-Лонга и его товарищей...

Тщательные поиски пассажиров третьей лодки были напрасны.

Непосредственных научных результатов экспедиция де-Лонга, как видим, не могла дать, - об этом неоднократно сокрушался в своих записях в дневнике глава экспедиции. Но большую помощь науке оказали, как это ни странно звучит, обломки и остатки инвентаря «Жаннеты».

«Жаннета» пошла ко дну в июне 1881 г. северо-восточнее от Новосибирских островов. Ровно через три года около Юлиансхоба, в южной Гренландии, эскимосы обнаружили замечательную находку: на плавучей льдине оказались вмерзшими в лед предметы, безусловно происходившие с «Жаннетьг». Здесь были опись продуктов питания с подписью самого де-Лонга, список шлюпок «Жаннеты», брюки матроса Нороса с его меткой.

Ясно, какое значение для изучения режима арктических морей, ледовых условий и т. д. имело это интереснейшее открытие. Вместе с тем ему же обязана своим происхождением одна из важнейших полярных экспедиций. Находка гренландских эскимосов навела Нансена на гениальную мысль использовать дрейф полярных льдов для достижения высоких широт и, может быть, самого Северного полюса. Основанный на этой идее плавучей экспедиции в центральную Арктику на дрейфующем судне был осуществлен в 1893 - 1896 гг. на знаменитом «Фраме». Дрейф этого судна полностью подтвердил правильность предпосылок, положенных в основу плана экспедиции. Вмерзнув во льды к северу от Новосибирских островов, «Фрам» через три года оказался около Шпицбергена. Движение льдов в европейском секторе Полярного бассейна с востока на запад было позже подтверждено дрейфами судов «Св. Анна» Г. Л. Брусилова и «Мод» Роальда Амундсена, а также дрейфами многочисленных буев.

история

Previous post Next post
Up