К 26-му февраля появились признаки сужения горловины прорыва, немцы отчаянно сражаясь, удерживали опорный пункт в деревне Букань на правом фланге 16 армии, 18 Гв.сд взять его не удавалось, помимо пехоты здесь действовала боевая группа 5 ТД. Командир танкистов - капитан Беш, по имени которого и называлась боевая группа в документах, был тяжело ранен уже вечером 23-го февраля, что по своему говорит о накале боя. Успеху обороны немцев в полуокруженной Букани способствовало то, что они имели линию снабжения со стороны Людиново и не испытывали проблем с подвозом подкреплений и необходимого имущества.
На приведенной ниже схеме хорошо просматривается замысел нашего командования, видно значение дороги Котовичи-Букань-Ослинка-Жиздра и ее важность для обоих сторон. Причем немцев устраивал "нулевой вариант", когда дорога, фактически, ничья и лишь бы её невозможно было использовать по прямому назначению. Советскую же сторону такой подход не мог удовлетворить в связи с задачей развития наступлления и организации снабжения войск при их продвижении на юг.
Идеологически похоже на современную Украину. Запад устраивает любой вариант кроме пророссийской Украины - "Не доставайся же ты никому", а нам нужна страна настроенная на совместное развитие и плодотворное сотрудничество, желательно, не лежащая в руинах.
К исходу 27-го февраля тактическая полоса обороны немцев, если не считать Букани, была прорвана на всю глубину, что само по себе являлось серьезным успехом. 16 армия вышла к реке Ясенок - притоку Жиздры и в нескольких местах форсировала его, постоянно отбивая немецкие контратаки. 247 стрелковая дивизия вела ожесточенный бой на северной окраине Палики, этот укрепленный пункт также прикрывал дорогу на Жиздру. На этом рубеже необходимо было срочно вводить в бой эшелон развития успеха, не давая немцам загнуть фланг и организвать оборону вдоль критически важной дороги.
В этой роли выступал 8 Гв. СК. Однако переданный из резерва Западного фронта корпус запаздывал с сосредоточением. Кроме того, части были слабо укомплектованы и требовали отдыха после беспрерывных боев и маршей. Драгоценное время уходило. Директивой штаба 16 армии от 28 февраля корпус должен был объединить под своим командованием 11, 31 гвардейские и 217 стрелковую дивизии, а также две стрелковые бригады (125 и 128), которые прибывали со штабом корпуса. До 1 марта штаб корпуса проводил подготовительные мероприятия, организовывал взаимодействие частей.
Одновременно в 8 Гв.СК прибывали еще несколько стрелковых дивизий, которые, однако, свежими можно было назвать с большой натяжкой. Задачей эшелона развития успеха было решительным ударом окончательно сломить сопротивление противника и к исходу первого дня боя выйти к Жиздре, до которой оставалось около 10 км. Но вначале корпусу было необходимо форсировать р. Ясенок и перехватить большак Букань-Жиздра в районе нижней Акимовки и Ослинки. Одновременно командарм приказал развить удар в стороны, что бы смотать оборону противника на флангах прорыва. 9 танковый корпус получил приказ выдвинуться к фронту в готовности развить успех наступающих стрелков.