(no subject)

Jul 05, 2011 21:58

Мне так бы хотелось, хотелось бы мне
Когда-нибудь, как-нибудь выйти из дому -
И вдруг оказаться вверху, в глубине,
Внутри и снаружи, - где все по-другому!
Сбылась мечта о Крыме, море, домике неподалёку от Херсонеса…  Настал день и час, когда шершавый билет в Античный Театр лежал в рюкзачке, а до спектакля было ещё три часа и я кружила вокруг амфитеатра, наматывая километры и километры, заставляя себя уйти куда - ни будь подальше. Ну, к колоколу, например…
- Вы знаете, я приезжаю каждый год в Севастополь ради этих спектаклей из…
Фраза рефреном звучит над гомоном собирающихся зрителей. Приезжая из разных городов, они с удивлением повторяют её и, как перелётные птицы, не могут не возвращаться раз в год на эти камни, чтобы сидя на не совсем удобных дощечках, смотреть и наполняться до краёв удивительными спектаклями Антички. Этот зритель приходит не с мыслью потребить развлечение, а отдать.… С первых секунд отдавать и отдавать  артистам тёплые воспоминания, хранимые ими в течении многих месяцев. А новый зритель враз включается в общую атмосферу и однажды, пусть через несколько дней,  поймает себя на мысли о Театре. Я знаю, о чём говорю, сама через это прошла…
Хронос отмерил время начала спектакля, но этого, в общем никто и не заметил. Ну, кто смотрит на часы когда такое солнце и небо, когда смотришь на руины и любуешься этими мягкими оттенками, разглядываешь камни с их разнообразием цвета, текстуры и формы? В этой идиллии появление двух женщин, громко ищущих  Геракла для страшной мести среди зрителей, заставляет широко открыть глаза и, в общем - то, даже рот. Эта пара появится ещё не раз и не два. Яркие, красивые, оживлённые, кокетливые, болтающие без умолку, они напоминают птичий базар. 
Ими сразу озвучены правила игры: у нас комедия Аристофана, открытие сезона и мы воздаём… По заслугам… Всем…
Угу, они воздадут, ещё как воздадут.  Как показали дальнейшие события, попасть под раздачу  женщинам из комедий Аристофана не пожелаешь даже злейшему врагу! Даже когда они улыбаются, нежным голоском чирикают и машут дивно накрашенными ресницами.
Если незнакомый с Аристофаном зритель решил, что комедия про Геракла, то он ошибся. Причём фатально. В центр внимания уверенно выезжают Дионис и Ксанфий. Первый едет, второй в окружении осла и мешков, везёт.  Для безошибочного узнавания, у Диониса дурацкий венок на голове и гроздь винограда в руке.  Данный дуэт - бесконечное шапито, полный всяческих неожиданностей балаган, не играющий  комедию Аристофана, а играющийся в неё. Они с нескрываемым удовольствием спорят, перекидываются шуточками, подчас весьма и весьма солёными, слаженно с гипертрофированным упоением фанатеют от Еврипида, боятся покойника…
Третьей по появлению, но, пожалуй, первой в списке моих личных симпатий, любимой парой, которая  к прискорбию слишком быстро распалась, стали могильщик и труп.
 Так, придётся, пожалуй, рассказать основное в сюжете. Дионис и Ксанфий попёрлись(именно попёрлись) в Аид для общения с Еврипидом. Геракл им как смог объяснил дорогу долгую и страшную. От короткой, подразумевающую смерть, они отказались. Ну что ж, для бешеной собаки семь вёрст не крюк…  Ксанфий мило поканючил и отказался тащить поклажу. Решили нанять покойника как провожатого и носильщика. Рояль в кустах моментально нарисовался!
- И кто из них покойник, - недоумённо спрашивает Дионис под смех зрителей.
Действительно, аутичность фигуры в чёрном, обмахивающийся веточкой сразу вызывает здоровый хохот, переходящий в ржачь когда становиться видно его …  Под капюшоном. Там дело даже не в гриме, а в выражении лица! По поведению покойничка становятся понятны три вещи: почему могильщик такой,  зачем в помощь могильщикам отряжали Гермия с кадуцеем, а также польза глотка из Леты.  Уж очень оживлённая жизнь у мёртвых древних греков…
Наконец  добрались до Еврипида, сцепившегося с Эсхилом. О чём спорят два великих? О да, века идут, а споры поэтов, кто из них гениальнее остаются прежними. И как всегда, поклонники талантов попадают под раздачу. Так  Дионис выступает арбитром в интеллектуальном состязании Еврипида и Эсхила, взвешивая на весах (надувных кругах - лягушках) стихи поэтов.  Уморительный эпизод!
Действие спектакля наполнено персонажами, которые  комичны, остроумны, смешны и бурным потоком несут зрителя по всем интригам и перипетиям  упруго раскручивающегося сюжета комедии. Они все запоминаются с улыбкой.
Девушка с бубном, Этера, лихо вешает лапшу на уши Дионису и Ксанфию, обирает их с необычайным изяществом. В довершении всего она продаёт бедолагу Ксанфия  старухам Эриниям.
Геракл,  как и все известные древнегреческие персонажи согласно Аристофану, на себя не похож. Что поделаешь? Аристофан вообще выводил богов в смешном виде. К тому же не читал Куна… Геракла пытаются опознать по изображению на глиняном кувшинчике, а самый известный герой Эллады скромно поясняет: мол, болел…
Судья подземного мира Эак в вызывающем жизнерадостном клоунском парике драчун и выпивоха.  Дионис,  для пущей уверенности в себе, обрядился в героический костюм Геракла, за что и пострадал вместе с Ксанфием от Эака и двух красивых девушек, начавших спектакль.
Натерпевшись  тёплого гостеприимства и условно ненавязчивого сервиса Аида, Ксанфий с Дионисом вводят в недоумение Персефону, пришедшую их пригласить к столу. Практически сразу став снимать с себя одежду,  они ужасно обидели богиню, пришедшую к ним с добром. Персефона, единственный  положительный персонаж комедии. Но и она входит в раж при виде выходок  этих героев.
 Все остальные скорее обычные люди. Даже тот, кто одел на себя шкурку плюшевого хомячка и назвался геройским именем…
Завершается спектакль выходом Диониса и Ксанфия  наверх, в обычный мир.
Последняя шутка: «О! Жабка сдохла!», с тыканьем пальца в надувную лягушку. Волшебный пендель наклонившемуся богу и всё…
Наступает самый тонкий момент в этом театре. Поклоны. Каждый раз, когда актёры начинают аплодировать зрителям встаёт ком в горле. Упоителен спектакль, любимы актёры и их персонажи, но вот уважение и благодарность этих артистов - великая драгоценность. Они же её дарят нам после каждого спектакля!
«Ля - гушки» как раз тот случай, когда слова, как их ни подбирай, бессильны. Спектакль надо видеть и ощущать, и чувствовать  щекочущий смех рвущийся наружу!
После театрального действа в Античном Театре, остаётся ощущение, что ты находишься в переливающемся мыльном пузыре и  летишь домой в то время, как всё - таки не отрываешься от земли. А дома в попытке ещё немного задержать острое чувство счастья лезешь в интернет как  в мешок Деда Мороза чтобы найти хоть что-нибудь про Античный Театр. И когда находишь  фразу в блоге очень серьёзного человека: «Вчера в античном театре на Херсонесе Свершилось. Озлобленные тетки в начале спектакля таки пристали ко мне с вопросом "Ты Геракл?" Я верил, что в этом году это произойдет и не ошибся ;)», понимаешь, сбылась ещё одна маленькая и смешная мечта человека.  От этого мир стал чуть лучше.
Previous post Next post
Up