Jun 26, 2011 22:49
Ещё ничего незная о последних событиях на Таганке, выходя после спектакля из Севастопольского татра радовалась не хорошо проведённому вечеру. Совсем нет. Тому, что вот живут ребята счастливо, работают, создают свои спектакли и даже театры. И нет у них бича Каталин над головой. Нет оскорблений Любимова на репетициях, которые я видела больше десяти лет назад. Я, знаете ли была счастлива, что они не в Москве!
Итак, я побывала на "Отелло"
Год назад я открыла для себя Античный Театр Херсонес, являющимся производным Севастопольского Театра имени Луначарского, который вызывал во мне интерес последние одиннадцать месяцев. Посему приехав в отпуск, я и направилась на спектакль «Отелло», премьера которого состоялась совсем недавно, 18 июня 2011года.
Спектакль завораживает своей эклектикой. Здесь и оперное пение, явившееся отображением эмоций персонажей, и добротный классический драматический театр, и вровень идущей со всем этим великолепием представление потешников. Грубое, площадное, уличное, часто усугубляющее гнетущее впечатление от мизансцен, порой насмехающееся при показе искренности и добра. Это обыватели, развесёлая толпа и заядлые сплетники.
В центре внимания два персонажа: Отелло и Яго. Классический дуэт подлости и благородства, добра и зла в чистом виде.
Отелло благороден изначально. Это благородство воина с определённым кодексом чести. Как воину ему проще бороться и победить в открытом бою, чем с ударом изнутри. Как по - настоящему благородный человек он совершенно беззащитен перед тем, кого любит. Будь то товарищи или жена, Дездемона. Отсюда его вспышка ярости, в которую летят как в чёрную дыру привязанности к Кассио, Дездемоне и собственному разуму. Отелло в спектакле великолепен, его образ написан уверенными и яркими мазками.
Яго… Боюсь, я столько не выпью, сколько хочу сказать. Но я попытаюсь. Не напиться, разумеется, но собраться и высказаться. Яго произвёл такое впечатление, что о нём говорить можно долго и взахлёб.
Он практически всегда на сцене. Копит яд, источает яд, слушает, смотрит и сразу реагирует. Чёрная змеящаяся линия вместо губ и провалы глазниц, в которых иногда проглядывает арктический лед, сразу вызывают отторжение и недоумение: почему? Ну почему никто из них не видит, какой он?
Зритель, которому «посчастливилось» поймать этот взгляд, либо стать объектом его монолога, долго будет ёжиться, вспоминая выкручивающийся узел где - то в районе солнечного сплетения.
Как и Отелло, Яго воин. Однако он навсегда остался на войне и даже в мирной жизни он внутренне продолжает и продолжает бой. Внутри себя он выигрывает схватку за схваткой и злобиться, что никто не воздаёт должное всем его победам. Негативные мысли сладки и сродни наркотику, их хочется всё больше и больше, чтобы подхлестнуть мозг, ощутить нервное возбуждение всего организма и упоение собственным превосходством над остальными. В спектакле такое кипение мыслей Яго часто решено музыкой, к которой он начинает сначала прислушиваться, затем отбивать ритм и пускается в дикий пляс, становящимся совсем разнузданным, когда злоба в нём доходит до критической точки кипения.
Повышение собственного статуса за счёт других, наверное, самая большая движущая сила в Яго. Он давит и давит. Втирает с остервенением в грязь всех вокруг, забыв в азарте свою главную цель - уничтожить Кассио, о чём он заявляет с самого начала. Значит враньё? Да, враньё! Но не совсем. Подлецу мало опозорить и сместить Кассио, что он сделал, сварганив грязную драку, ему нужно убийство своего врага. Яго любит и не может не убивать. Ещё, и ещё, и ещё… Пусть не напрямую именно его рука наносит удар, пусть. Но есть смерть, уничтожение врага. Ему же все враги, даже человек, чьего расположения и от кого добивается почестей, Отелло.
Но Яго не сумасшедший! Его мозг лихорадочен и до предела возбуждён, но тикает отменно. Когда Яго клевещет на Дездемону и Кассио, все слова, мимика филигранно отточены и попадают точно в выбранную цель.
Яго низок, хитёр, зловещ, глуп, жалок, страшен, омерзителен и его убийство не вызывает участия. Будто и не человека не стало на земле, а так….
Опера прекрасна сама по себе, поэтому в спектакле, это блеск бриллианта. Исполнено очень красиво и точно.
Дездемона мила, нежна, покорна, влюблена. Не центральная фигура в спектакле, где в основе лежит бессмысленная и беспощадная война Яго со всеми и вся. Очень смиренно принимает смерть от руки любимого человека.
Труппа меня восхитила, честно говоря, красотой работы. А как же приятно было узнавать актёров, виденных ранее в Античном Театре!
При всех плюсах, в спектакле были ничем не оправданные паузы в переходах между сценами, вызывающие недоумение: а к чему это так долго. Сократить их немного и акценты в спектакле стали бы острее, действие приобрело б ровную динамику и больший интерес.
Теперь у меня есть ещё один театр, встречи с которым я буду ожидать. Хотя это знакомство ещё в самом начале…