Jul 26, 2012 12:41
Максим Горький "Мать"
Когда смерть взглянет в его лицо, он поправит очки, скажет - чудесно! - и умрет
Люди гораздо более глупы, чем злы
Когда я на работе сказал, что я читаю, на меня смотрели очень красноречивыми глазами. Такими глазами смотрят на маньяков. Или на буйных сумасшедших. В их зрачках отражалось общее: "Какой идиот будет по доброй воле это читать?"
Но я читал, да. По доброй воле. И говорю - книга хороша, как и все у Горького. Да, там революционная шелуха и что?
Я не буду распинаться по поводу того, что, мол, это роман матери всех революционеров и вообще о Матери с большой буквы. Это само собой разумеется.
Я хочу поговорить о другой матери, о которой сама Власова говорит в самом конце - о правде. Власова называет ее матерью всех свободных людей, и она права. Рабочим с самого рождения внушается определенный алгоритм жизни, по которому они и живут. Всем удобно. Эта ложь, что жизнь может быть только такой и никакой другой, это поставленное на конвейер производство доступных рабочих рук и безвольного быдла, не бывает вечной. И Горький пишет о правде, о торжестве правды и о свободе, а отнюдь не о революции. Его время было такое, что невозможно было бы написать о правде на иной почве. Только на теме рабочего движения. Просто тогда не осознавали, что их угнетатели, их эксплуататоры, дворянство и буржуа - такие же не знающие жизни люди, не свободные, погрязшие в лжи, причем все больше - в собственной. Все, чем они и отличались - это размером кошелька.
Просто до поры до времени правда никого не интересовала. До XX века мир был построен на удобной лжи религии, молодого капитализма и старой монархии. XX век все сломал. Он уничтожил эту удобную ложь, ради неудобной правды.
Однако, к сожалению, России еще ни разу не везло - правду она так и теряет, раз за разом, впрягаясь (с энтузиазмом и пылающими речами) в кабалу новой удобной лжи.
записки буквофила