Оригинал взят у
babs71 в
Любань.В это воскресенье я посетил станцию Любань, одной из главных достопримечательностей которой является само здание станции.
Дело в том, что Любань - это станция II класса первой (если не считать пробную дорогу Петербург-Царское село) российской железной дороги Петербург-Москва.
И здание станции, построенное в 1840-е годы, является ровесником дороги.
Все станции I и II класса строились по типовым проектам, автором которых был архитектор Р. А. Желязевич.
Навес вокруг станции опирается на чугунные столбы.
Их производили на Александровском заводе в Петербурге.
Неожиданно интересным оказался интерьер зала ожидания:
Колонны
и печи (?) скорее всего были здесь с самого начала:
Медальоны на печах, возможно, также были изначально, но серп с колосьями скорее всего заменили какой-то дореволюционный символ:
Советская власть дополнила интерьер разнообразными плодами и серпами с молотом:
На платформе обнаружился дореволюционный люк дождевой канализации завода "Андрей Эллерс":
А на здании висит мемориальная доска, напоминающая о том, что в Любани отбывала ссылку Вера Слуцкая - человек и пароход фабрика:
Рядом со всеми станциями I и II класса располагалось круглое депо, построенное по проекту К. А. Тона.
По кругу шли "стойла" для паравозов, в центре под куполом располагался повортоный круг.
К несчастью, эти депо быстро устарели и даже попытка их модернизации (к ним сделали пристройку, увеличив длину стойл), оказалась только временным решением, так что сохранились они довольно плохо.
Депо в Любани выглядело когда-то так:
А так оно выглядит сейчас - сохранилось чуть больше половины круга:
Пока я снимаю депо, за мной наблюдает местный котэ:
Рядом со станцией стоит церковь Петра и Павла:
Ее автор - уже упомянутый К. А. Тон.
Церковь была построена в 1867-м году на средства П. П. Мельникова - одного из главных создателей железной дороги Петербург-Москва, позднее ставшего министром путей сообщения.
Сам Мельников похоронен под алтарем церкви.
Рядом стоит памятник одному из начальников Николаевской железной дороги - А. А. Серебрякову:
Вокруг храма стоят и другие старинные памятники:
Генерал-майор Болотов - известный русский геодезист, автор учебника по геодезии, получившего Демидовскую премию (имение Болотовых "Гнилое болото" располагалось неподалеку):
Члены его семейства:
Братская могила советских солдат, погибших в Великую Отечественную:
Деревянная часовня:
Возвращаясь к вокзалу обратим внимание на памятник Мельникову:
Судьба его довольно интересна. Дело в том, что в годы Советской власти церковь, разумеется, стояла в руинах. Однако самого Мельникова чтили, а потому и перезахоронили рядом со станцией, поставив над могилой этот памятник:
В постсоветское время Мельникова перезахоронили в отреставрированную церковь, а памятник остался, став теперь не могилой, а просто монументом.
Позади памятника забавный образчик современной "наглядной агитации"