Feb 07, 2007 08:13
Нужна ли нам нужда?
Интересно где больше самоубийств: там, где есть нужда или там где её нет? Сдаётся мне, что там, где нет нужды, там с самоубийствами дела обстоят получше, в смысле их количества, там их больше.
Каждого человека должно что-то двигать в жизни, что-то направлять.
Нас могут двигать как внешние, так и внутренние силы.
Чувство голода, инстинкты, долг перед кем-то или чем-то, привычка, наконец. Сильной движущей силой является любопытство, т.е. желание неизвестное сделать известным. Это внутренние двигающие силы. Внутренние движущие силы могут быть, как сознательными - например, чувство долга, так и бессознательными - например, «основной инстинкт».
В детстве, нас двигают родители: сделай то, не делай это. В школе нас двигают учителя. В армии командиры. Это всё простые сценарии жизни несамостоятельной.
Добавьте сюда более закамуфлированные сценарии, как влияние компании на ваше поведение или поведение человека в толпе вообще. Тут речь идет о внешних движущих силах.
Итак, живёт человек, движимый целым спектром внешних и внутренних сил, которые, слагаясь, выстраивают вектор направления движения этого человека. Движение это, как и всякое движение, может быть или вперед - развитие или назад - разложение. Может быть, еще и состояние покоя, но, как известно - это всегда относительно и чаще всего равняется разложению.
Из всех сил, описанных выше, повлиять мы можем только на внутренние сознательные движущие силы. Есть люди, у которых подобные силы являются доминирующими, т.е. определяющими суммарный вектор направления движения. Они сами решают куда идти. Есть люди, движение которых целиком отдано внешним силам с незначительными добавлениями внутренних бессознательных сил - этакое движение по течению с периодическими водяными воронками. Это два полюса, два конца натянутого каната, на котором мы все балансируем.
Вопрос здесь не в том, куда нас движет, и что нас движет. Вопрос в том, насколько мы при этом счастливы или несчастны.
Человек не машина и в отличие от машины, человек не только анализирует свое движение, но еще и эмоционально реагирует на собственные оценки. Наши оценки нашего состояния, особенно чувствительны, когда они касаются оценки наших действий, наших решений, нашей сути.
Мы счастливы, когда мы парим в собственных глазах, мы несчастливы, когда мы ничтожны в собственных глазах.
Если мы, оценивая собственное положение, считаем его плохим и при этом причиной этого видим только внешние силы - это никак не влияет на нашу самооценку. Здесь можно разделить два варианта: объективные отрицательные внешние силы, например, гнёт военного времени или тяготы армейской дисциплины и субъективные, мнимые, вымышленные «отрицательные внешние силы», например модель «все кругом идиоты, а я стою тут перед вами вся в белом и умная».
Вернемся к началу нашего разговора, к самоубийствам. Говоря о самоубийстве, я не имею в виду конкретный акт, а самоубийственную, безвыходную ситуацию, ситуацию высшей степени растерянности, когда некуда больше идти по жизни.
Оставим в стороне ситуации созданные тем, что человек попал в критическую ситуацию, например, убил человека и не может в этом признаться и так же не может жить с этим.
Интересна ситуация, когда человек не знает куда идти, куда сделать следующий шаг только потому, что его внутренние сознательные направляющие силы вдруг иссякли, а все остальные направляющие силы в этот момент ничтожно малы. У человека в жизни все хорошо, у него все вроде бы есть: красавица жена, прекрасные дети, неплохая работа, все его родные и близкие живы и здоровы, т.е. нет ни одной объективной причины для страдания. Но случилось так, что все цели исчезли: одни достигнуты, другие оказались мыльными пузырями. Пропал вкус к жизни и человека ничего никуда не движет.
Полный штиль страшнее кораблю, чем буря!
В этот момент человек попадает в состояние сомнамбулического покоя и тут его нагоняет вихрь его сомнений, от которого он так успешно убегал ранее. Вихрь этих сомнений звенит в ушах нестерпимой песней «то чем ты занимаешься в жизни ничтожно, а значит и ты ничтожен».
Человек не может ощущать себя ничтожным и продолжать идти, груз ничтожества непосилен. И человек лежит, распластанный этим грузом, страдает и ждёт перемен, ждёт ветра…
А была бы нужда…. Не было бы подобных страданий и …этих строк. J