Вальдорфские куклы. (продолжение)

Apr 28, 2010 12:16

Это снова - перенос статьи с Ярмарки мастеров. Комментарии я тоже перенесла - возможно, обсуждение статьи  кому-то тоже пригодится.



Для мам малышей всегда существует некоторая сложность при выборе куклы. Раз малыш - значит нужна кукла!
Но куклы для малышей имеют совсем иное значение, нежели для взрослых. Они ими еще не играют как с куклой , но как с любым предметом, которые окружают его. Игра в возрасте до 3-х лет  носит , по выражению психологов, манипулятивный характер - ребенок трогая, пробуя "на зубок" вещи познает таким образом мир. И бОльшее значение для его развития имеют не столько даже игрушки, сколько окружение в целом - его качество, цвет, запахи, фактура... И в этом смысле кукла как образ человека важна прежде всего с точки зрения своего присутствия вообще , доступностью для созерцания и здоровым качеством материала. Она должна быть проста (легко воспринимаема), экологична (выполнена из натуральных материалов), терапевтична по цвету ( ткань лучше брать пастельных тонов), приятна на ощупь (поэтому фланель и натуральный флис - наиболее подходящи).
      Эти куклы, о которых сейчас пойдет речь, могут быть самыми первыми для ребенка. Играть он ими еще не будет , но закусывать ручки-узелки, хватать мягкое фланелевое тельце и радоваться тому, как мама сама придает встречный жест куколке - точно будет! Куклы - присутствующие)))...
Делаются они очень просто и быстро. Собственно, иголка нужна здесь только для обработки краев, которая в спонтанном домашнем варианте и необязательна.
Для розовой куклы берется кусок фланели 50х50 см, для желтой - 40х40 см. Тона выбираем пастельные, не раздражающие взгляд ребенка. Головка куклы-уголка высотой 7 см, для свивальной - 6 см.
Процесс изготовления хорошо виден на фото. Головки просто вкладываются в середину ткани и обвязываются, при этом складочки максимально стягиваются к затылочку. Низ у розовой куклы зашивается, а у желтой нет: уголки разводятся, формируя ножки. На всех концах завязываются прочные узелки. Розовой кукле добавляется шапочка в тон, а желтенькая свивается ленточкой или тесьмой.










Бобровничая Ольга
Большое спасибо, обязательно своему сыночку сделаю подобную куколку!
Алла, в очередной раз поражаюсь, как ответственно вы подходите к изготовлению кукол и в очередной раз огорчаюсь, что не живу в Москве, обязательна пришла бы на ваши занятия!

alja8 
Искренне рада за Вашего сына, Оля! Эти куклы действительно невероятно богаты по своим возможностям для малышей! Надо только самой немного подержать её в руках, поиграть , попробовать придать ей разные жесты: Вы удивитесь, насколько она живая и насколько глубже по воздействию на душу по сравнению с куклами, у которых "все есть"!))))) !

Бобровничая Ольга
Абсолютно согла с вами, игрушки для маленьких деток не должны быть перегружены деталями, все что нужно они должны дофантазировать сами! Завтра приступаю к пошиву куклы по вашему мастер-классу, обязательно потом покажу, что получилось!

Регина
Спасибо большое, прям завтра в магазин за тканью , доче 7 месяцев 
ой а шерсть покупать в магазинах пряжи?

alja8 
Посмотрите здесь: http://alja8.livejournal.com/profile И в сообществе валяльщиц много адресов магазинов можно найти))

renenet 
Алла, здравствуйте!
Когда рассказываю молодым мамам о вальдорфских игрушках, у многих сразу возникает вопрос по поводу стирильности этих кукол. Взрослым деткам понятно, в такие можно играть - в рот не тянут ничего уже. А груднички как? Им же все вещи на высокой температуре стирают, врачи рекомендуют влажную уборку помещения 2 раза в день и т.д. А тут получается эту тряпочку ребенок будет облизывать с утра до вечера грубо говоря... Они ж все "на зуб пробуют"  .

alja8 
Как раз на  занятии говорили об этом)) Началось с разговора о сосках, и одна из мам озвучила такой ответ: "У вас нет выбора - либо Вы даете ребенку соску, либо куколку"..)))  Речь шла о специальных куколках с ручками, набитыми комочками шерсти... (У нее есть специальное название, но я по немецки не запомнила. На русский переводится как "сосательная куколка")
Здесь два важных момента: чистота спального места грудничка и отношение мамы к стерильности. Первое не обсуждается - тогда и куколка не "вымажется", а по поводу второго - личные ценностные установки: даже врачи сейчас говорят о сомнительности пользы "стерильности"...
Если куколка содержится в чистоте, не роняется на пол, берется чистыми руками и сосет её только ребенок
, то ничего страшного не произойдет)))

Да, а про куколку - это немецкая традиция. В славянской - вместо соски давали просто тряпицу, порой обмакивая её в водичку или грудное молочко..

renenet 
Спасибо за ответ, так и передам.
До России такие куколки-сОски еще не дошли, поэтому и удивляется народ, как так.
Я вот тоже в полезности полной стtрильности, гробовой тишины в доме, когда малыш спит и кучи разных так сказать "идеальных искусственно созданных моментов" сомневаюсь. В крайности бы конечно не стала впадать, просто всему есть своя мера, как мне кажется...
Вон у чукчей мелкие дети ползают по полу в чуме с куском сала и никто не переживает (то ли читала где-то, то ли кто рассказывал "истории Севера" не помню точно). Но там образ жизни другой и другие бактерии наверное ))

Елена Решетникова

До России такие куколки-сОски еще не дошли, поэтому и удивляется народ, как так.Я вот помню, бабушки деревенские рассказывали, что в тряпочку завязывали кусочек хлеба и малыш сосал))) внешне похоже было немного на такую куколку-уголок) ,вот на что это больше было похоже - на куколку или на соску - не знаю
Entreprise
Подскажите, пожалуйста, Алла, из какой ткани выполнен чулок для головки и туловища и чем набит?
alja8 
На фото он - из эластичного бинта, но замечательно получается и из трубки сшитой из старой трикотажной футболки белого цвета. Все вальдорфские куклы набиваются непряденной овечьей шерстью. Также возможно набивать нарезанными на полоски отжившими свой век шерстяными вещами - свитерками, шарфиками и проч. Синтетическая набивка не используется!

nnnadka
Алла, про глазки и носик не соглашусь . Мой 3-х месячный малыш замечательно устанавливал контакт именно с игрушками у котырых есть глазки - улыбался и гулил не переставая . А дочка бы точно дорисовала, то чего не хватает .
А меня лично Ваши куколки порадовали, вспомнила, как в школе на уроке под партой с соседом устраивали бои платочных челдобонов : платок на два пальца накручивали, там даже головы не было, зато ходить умели ))

Елена Решетникова
такие милые создания -  еще и идеальный походный вариант, по-моему))) мы что-то похожее своим малышам из носового платка делала...теперь знаю как правильно))))

alja8 Ну, про "правильно" я бы осторожно говорила - да, есть определенные правила, но форм такое множество!)) На семинарах, когда мы шьем таких кукол, получаются удивительные варианты. Посмотрите фото)
Важно, что бы кукла была адекватна тем целям, которые ставит перед собой мама, когда творит куклу)). Ради этого подобные куклы и создаются. Само создание-придание индивидуального образа кукле - педагогическая работа. Выкройки и "правила" здесь вторичны.


 

Елена Решетникова
я, наверное, так написала, что по сравнению с Вашими куколками у меня такие кракозябры получались))))))) хотя малышам нравились, может в этом и есть смысл

alja8 
Знаете, самое сложное на занятиях - именно привести в равновесие эти два "нравится" - мамы и ребенка.
Возможно, я скажу парадоксальную для Вас вещь - ребенку нравится ВСЕ что дает мама. Потому что он ей доверяет. И потому задача при шитье куклы - во-первых, понять, исходя их своих или общепринятых представлений о здоровой игрушке - какой должна быть кукла (а чаще - придти к этому в совместном обсуждении темы на занятии), а во-вторых - постараться пережить куклу с точки зрения ребенка: стать на какое-то время им самим и почувствовать - какое впечатление оставляет/может оставить цвет, форма, тяжесть, качество фактуры - и проч.. у ребенка Это очень непросто для мам, поверьте. Чаще всего мамы руководствуются лишь своими поверхностными симпатиями :нравится или нет им самим куколка, даже если утверждают при этом, что "уж они точно знают, что нужно их ребенку...... 

куклы, вальдорфская педагогика

Previous post Next post
Up