Кусочек из будущего издания книги Глеклер "Беседы с родителями" (анонс, разумеется, будет, и здесь - в первую очередь))
Сразу оговорюсь - по нему не следует судить о содержании книги в целом, оно очень обширно, но, на мой взгляд, в выбранном ответе на совершенно рутинную проблему, есть очень важный акцент. То, что особенно характерно для современных молодых родителей. То, в чем удивительным образом сконцентрированы родительский эгоизм, недодуманность и неэффективная беспомощность...
Вопрос: В каникулы дочке (два с половиной года) разрешали спать на диване. Теперь она не хочет возвращаться в кроватку, хотя мы уже давно вернулись домой. Как отучить её от каникулярной привычки?
Ответ: Мне кажется, в Вашем случае проблема не в том, что не удаётся замотивировать дочь ложиться в кровать, а в том, что она не хочет засыпать в собственной кровати. Можно помочь делу, если изменить что-то у детской кровати: повесить новую картину или занавеску, или завести новую вечернюю привычку - читать сказку перед сном, петь колыбельную или что-нибудь ещё. Ребёнок почувствует и Ваше расположение, и Вашу последовательность в том, что спать теперь придётся в собственной кровати. Если после вечернего «спокойной ночи» девочка опять просится на диван, просто спокойно отнесите её для первого раза в кровать и скажите: «Теперь ты будешь в своей кроватке, смотри, как теперь здесь красиво. И мы же уже спели колыбельную».
Может быть, это не окажет нужного действия, и ребёнок придёт опять. Тогда повторите это ещё раз и скажите: «Если ты не будешь лежать в кровати, я закрою дверь. Но я же знаю, ты можешь оставаться в своей постельке».
Если же девочка опять придёт на свой любимый диван, отнесите её назад в третий раз и закройте дверь, сказав: «Через десять минут я приду и проверю, спишь ли ты, и тогда снова открою дверь».
Если поднимется крик, нужно просто несколько минут потерпеть. Тогда ребёнок почувствует, что действие, которое мать повторяет уже в третий раз, соответствует словам. Через несколько минут зайдите в комнату и спросите: «Теперь всё хорошо? Я могу открыть дверь?» Если ребёнок снова заревёт, придётся снова закрыть дверь. Важно, чтобы действия были последовательными - и полными любви. Если вы будете абсолютно уверены в том, что делаете, ребёнок на удивление быстро откажется от этой привычки.
Именно так:
последовательными (терпение, понимание, мужество)
и полными любви (самоотверженность , доверие).
Именно последовательность, наполненная любовью, отличает
строгость свободы от вседозволенности насилия...
.