Тема вреда массмедиа не очень популярна. Вроде все понятно, все правильно- про вред-то, но отказаться совсем..ээ...ммм... как-то..это.. ну странно...ну не умер же еще никто... и если по чуть-чуть, то можно..можно же?...
Можно. Нет ничего такого, по поводу чего кто-то имел бы громкое право сказать - НИЗЗЯ!! И принимаете решение, и отвечаете за него - только вы.
Потому еще раз - та же мелодия, только на трубе, - о нюансах.
В начале 60-х прошлого века Albert Bandura провел исследование научения агрессивному поведению через наблюдение и имитацию.
Напомню, что именно подражание незаслуженно обходится серьезным вниманием академической педагогикой по сю пору, и именно подражание рассматривается вальдлорфской педагогикой как основной закон развития ребенка в первое семилетие. Что резонно предъявлеет высокие треббования к качеству среды, в которой ребенок находится и весомой составляющей))) которой является взрослый..
Вернемся к экспериментам. Не буду тут отвлекаться на личную неприязнь к разного рода таковых вкупе с тестированием, и спорную этичность экспериментов с детьми вообще, (это на случай первой реакции в комментариях "ужас-ужас какие эти психологи" Ужас. Но взрослые по отношению к детям вообще существа порой не из приятных) но из песни слова не выкинешь) - детьми в качестве испытуемых сейчас никого не удивишь.
Итак - суть эксперимента.
Три группы мальчиков и девочек дошкольного возраста смотрели фильм, в котором взрослый человек моделировал «избиение» особым образом надувной куклы Бобо, размер которой был сопоставим с размером взрослого человека. Куклу колотили, подбрасывали, толкали и всячески обижали. История умалчивает, какие мотивы лежали в основе такого отношения к кукле. В чистом виде искусствено мотивированная агрессия.
Одна группа детей видела, что в конце фильма этот человек «вознаграждается» похвалой другого взрослого. Вторая группа видела, что в конце он «наказывается» руганью, а в фильме третьей группы вообще не было показано никаких последствий поступка. Таким образом, существовали три различных экспериментальных обращения с куклой.
После просмотра фильма детей помещали в комнату, где находилось множество привлекательных игрушек, но детям не разрешили играть ни с одной из них. Далее детей переводили в комнату с куклой Бобо и как обычными, так и «агрессивными» игрушками. Детям разрешалось играть в этой комнате 20 минут, в то время как экспериментатор наблюдал за их действиями с помощью
зеркала Гезелла - как они играют с куклой и насколько часто воспроизводят увиденные в фильме способы обращения с ней. Смотреть удобнее, начиная с 1.19 минуты
Click to view
Результаты были следующие:
те дети (одна из трех групп) , что видели фильм с осуждением агрессии по отношению к кукле в конце записи, - имитировали её (агрессию) меньше всего. Причем мальчики показали стремление к подражанию физической модели насилия, а девочки - проявления словесной агрессии. К тому же, мальчики оказались гораздо настойчивее девочек, продемонстрировав два и более акта агрессии, в то время как девочки ограничивались единственным проявлением. Замечу - агрессия все равно была, только меньше в сравнении с другими группами.
На этом экспериментаторы не остановились - и на следующем этапе , названном проверкой научения агрессии, исследователи предложили всем детям награды за то, что они максимально точно и по качеству и по количеству воспроизведут действия взрослого в своей игре с куклой. (Вспомните доносимое из песочниц: "А ты в следующий раз - так же ему двинь! Не будь рохлей!")
Все дети продемонстрировали высокое воспроизведение агрессивного поведения, независимо от того, что им было показано, и выявленные ранее значительные различия между мальчиками и девочками стали минимальными.
Уверена, что книгу "Застывший взгляд" Пацлафа многие уже читали, и помнят совет, что по отношению к массмедиа важно выполнять хотя бы совет: смотреть фильмы и проч. вместе с детьми. Совместное переживание просмотренного отчасти сглаживает принятие неадекватной детской психике информации.
Но есть и еще важный и далеко идущий вывод. Под "осуждением агресии" подразумевается не "стукнул ложкой по столу и мораль вывел", а адекватное личное реагирование взрослого при ребенке на происходящее. Еще раз: не словесное морализаторство, но живая реакция.
Отчасти - это ответ на вопрос - как уберечь ребенка от "злого мира", от неадекватных детей/взрослых/собак и проч. на улице и в более широком смысле - от несправедливости и несовершенств всяческих. Очевидно, что именно адекватная поведенческая реакция взрослого, основанная на собственной зрелой позиции по отношению этим бедам, его личный пример - и есть залог личностного здоровья ребенка.
И, кстати, в этом же смысле вопрос "как научиться отвечать ребенку на неудобные вопросы" состоит в том,чтобы прежде и главным образом самому найти на них ответ...
Не наказывайте кукол и не ссорьтесь друг с другом при ребенке))