К 150-летию Штайнера продолжается тема истории вальдорфского движения.
Первая вальдорфская школа была открыта 7 сентября 1919 года.
Эмиль Мольт, владелец табачной фабрики «Вальдорф-Астория» был к тому времени более пятнадцати лет знаком с Штайнером, и идеи духовного обновления общества были ему очень близки и интересны. Как состоятельный человек он много помогал окружающим его людям и в практическом плане. После курсов для рабочих, Мольт поставил себе цель построить школу для детей «своих» рабочих, понимая, что именно работа с детьми - работа с будущим))). Его поддержали рабочие фабрики, в отличи от наблюдательного совета и владельцев акций. Для них школа была по сути «мерзостью»
Но, добившись согласия Штайнера взять на себя руководство школой, он купил здание бывшего ресторана с участком земли, а расходы по обустройству взял на себя. Присутствовал он и во время переговоров Штайнера с министром культуры, где было получено официальное согласие на создание школы.!
Всегда интересна судьба отношений «инициатора» и его «детища»: если поначалу, фактически, Мольт был владельцем школы, то позже, с развитием структур школьного самоуправления и ростом школы, с её отделением от фабрики, он очень достойно принял роль почетного и основного , бескорыстного и неустанного жертвователя и равноправного члена коллегии…
А вот немного цифр.
В момент основания школы в ней было: 8 классов, 12 учителей, 256 учеников.
Из них - 191 ребенок «Вальдорф-Астории», 65 «посторонних « детей. И уже спустя год число «посторонних» стало неуклонно расти.
Вот еще цифры: 2-ой год: 11 классов, 19 учителей, 420 учеников.
3- й год: приблизительно: 15 классов, 30 учителей, 540 учеников.
К 6-му году существования школы в ней было уже 23 класса, 47 учителей и 784 ученика.
Нетрудно посчитать среднее число учащихся в классе)))
Как любое новое дело, строительство (и не только физическое)) школы было полно и трудностей, и драматизма. Постепенно формировался коллектив школы, корректировались программы, проводились занятия для учителей и педагогические курсы
И все это - в достаточное сложное время реформ образования как таковых, на фоне ранней социализации детей, перегруженности интелектуальным содержанием школьных программ и социальным неравенством в образовании.
Но помимо того, что классы были зачастую переполнены, существовала еще одна сложность - родители, работавшие на фабрике, особенно охотно записывали в школу детей, с которыми не могла справится обычная школа. Поэтому в классах зачастую можно было встретить 4-6 «трудных», а иногда и очень трудных детей. Были и дети с психопатиями. Для них были созданы вспомогательные классы, которые действовали на всем протяжении работы школы. При этом «трудные» дети имели возможность во время занятий в этих классах более основательно прорабатывать те же темы, что и дети на основных уроках.
К сожалению, этот принцип (фактически инклюзивного обучения)) во многих вальдорфских школах нынче не соблюдается.
Через полгода работы школы при ней был открыт и первый детский сад, который организовала уже многим известная по книге «Вальдорфский детский сад : воспитание детей младшего возраста» Элизабет фон Грюнелиус. Но через несколько месяцев по объективным причинам (сложности с финансированием) сад был закрыт и возобновил свою работу только после смерти Штайнера, в 1925 году.
Для этого поста я пользовалась текстами из первого тома трехтомника «Педагогические советы в Свободной вальдорфской школе 1919-1924 » - это запись происходящего тогда на школьных конференциях, при жизни Штайнера. Умер он 30 марта - в последний день учебного года 1925 года…
(Продолжение следует)