Nov 21, 2011 20:24
Когда я ещё учился в университете у нас тогда только-только появился сборник В.Земскова, он уже тогда вызывал ряд вопросов ответов на которые мы не находили, но ничего иного более достоверного тогда не было. Нет его и сейчас, ибо кроме Земскова к архивам ГУЛАГа никого не допустили а Земсков это историк системы первой задачей которого было отмазать режим, придать ему "человеческое лицо". Поэтому не удержался чтобы не опубликовать критику в его адрес.
Леонид Лопатников
После долгих размышлений, я нашел главное различие: антисталинисты хотят переубедить сталинистов, сталинисты же хотят антисталинистов (по примеру своего кумира) - перестрелять.
Остальное - детали: Сталин - эффективный менеджер или пахан ОПГ, захватившей в заложники целую страну ; Сталин репрессировал миллионы неповинных людей или наказал лишь потенциальных врагов, уничтожив некую “пятую колонну”; Сталин - убийца, расстрелявший 3 миллиона или “только” (как выразился однажды Зюганов) 670 тысяч человек… Сталин -тот, кто привел мир к великой Победе над гитлеровской чумой, или Сталин - тот, кто помогал Германии подготовиться к реваншу и Гитлеру - прийти к власти. Наконец, Сталин - создатель великого Советского Союза или же конструктор нежизнеспособной системы, которая неизбежно должна была рано или поздно рухнуть…Короче: Сталин - “имя России” или ее проклятие.
Да и сами сталинисты расходятся во мнениях, говоря о подобных деталях: был ли Сталин верным ленинцем и революционером или же уничтожал ленинцев и революционеров за то, что они разрушили великую Россию, строил ли Сталин социализм в СССР или, наоборот, был готов вернуть рыночное хозяйство, да только подготовка к войне помешала этому благому намерению, готовил ли он мировую революцию или, как истинный патриот, лишь хотел использовать ее для расширения Российской империи…
Повторяю: все это детали. А главное, что характеризует оппонентов, их человеческий облик и моральные качества, - в первом абзаце. И это, по-моему, приговор.
Вокруг всех этих “деталей” продолжаются нескончаемые дискуссии. Они затрагивают всех. Но, пожалуй, наиболее ожесточенные споры между сталинистами и антисталинистами происходят по поводу статистики жертв “так называемых репрессий”, по терминологии первых, и “Большого террора” или “сталинского геноцида” - по терминологии вторых. У этих споров долгая история, развернулись они в полную силу, по видимому, после выхода в свет книги британского исследователя Р.Конквеста “Большой террор”. Хотелось бы вернуться к этой сложной проблеме, касающейся трагической судьбы миллионов людей - не только самих жертв, но и их потомков.
1. О точности цифр
Вот что по этому поводу пишет В.Земсков, исследования которого широко известны, и многими, особенно сталинистами, принимаются за истину в последней инстанции. Мало того: они служат главным оружием в полемике с теми, кто борется против попыток реабилитации Сталина и сталинизма.
“Цель настоящей статьи - показать подлинную статистику заключенных ГУЛАГа, значительная часть которой уже приводилась в статьях А.Н.Дугина, В.Ф.Некрасова, а также в нашей публикации в еженедельнике “Аргументы и факты”.
Несмотря на наличие этих публикаций, в которых называется соответствующее истине и документально подтвержденное число заключенных ГУЛАГа (курсив мой - Л.Л.), советская и зарубежная общественность в массе своей по-прежнему находится под влиянием надуманных и не соответствующих исторической правде статистических выкладок, содержащихся как в трудах зарубежных авторов (Р.Конквест, С.Коэн и др.), так и в публикациях ряда советских исследователей (Р.А.Медведев, В.А.Чаликова и др.). Причем в работах всех этих авторов расхождение с подлинной статистикой никогда не идет в сторону преуменьшения, а исключительно только в сторону многократного преувеличения. Создается впечатление, что они соревнуются между собой в том, чтобы поразить читателей цифрами, так сказать, поастрономичней”...
По мнению автора, например, вслед за Р.Конквестом и С.Коэном В.А.Чаликова примерно в пять раз преувеличивает подлинную численность заключенных ГУЛАГа. Причем “свою лепту в запутывание вопроса о статистике заключенных ГУЛАГа внес и Н.С.Хрущев, который, видимо, с целью помасштабнее представить собственную роль освободителя жертв сталинских репрессий, написал в своих мемуарах: “...Когда Сталин умер, в лагерях находилось до 10 млн. человек”. В действительности же 1 января 1953 г. в ГУЛАГе содержалось 2 468 524 заключенных: 1 727 970 - в лагерях и 740 554 - в колониях (см. табл. 1)”. (Земсков В. “ГУЛАГ (историко-социологический аспект) // Социологические исследования. 1991, N.6 С.10-27; 1991, N.7. С.3-16”).
Таково, если хотите, кредо В.Земскова. Что в нем правда, что искажение правды?
Что касается преувеличения численности жертв “так называемых репрессий”, то прежде всего надо учесть два обстоятельства. В условиях, когда никакой официальной информации не было, все было покрыто плотной завесой секретности, каждый был волен приводить любые цифры -, соответственно своим прикидкам, косвенным свидетельствам и другим не всегда надежным, это правда, источникам. Проверить было все равно невозможно. Например, один физик, сидя в харьковской пересыльной тюрьме (а в Харькове, к слову, в порядке сталинской “подготовки к войне”, был репрессиями фактически уничтожен самый мощный в стране институт, занимавшийся вопросами ядерной физики!), подсчитывал количество заключенных, отправлявшихся в лагеря по этапу. Не знаю точно, как это ему удавалась, но, скорее всего, окно его камеры выходило в тюремный двор, где формировались колонны зэков. У него получилось, что через “пересылку” прошли чуть ли не десять процентов жителей области. И, естественно, он экстраполировал эту цифру на страну. Получилось, как я понимаю, около 17 млн. узников. Можно ли его обвинять в злонамеренной лжи?
Другие исходили из демографических закономерностей, прогнозировали, на сколько могло бы увеличиться население страны в нормальных условиях, без репрессий, и насколько оно увеличилось на самом деле. На самом деле? Но перепись населения была Сталиным отменена, поскольку его не удовлетворили ее результаты, а статистики, проводившие ее, были либо расстреляны, либо сами попали в ГУЛАГ…
Наконец, третьи по обрывочным данным, опрашивая бывших узников, выясняли “географию” Гулага - какие где располагались лагеря, спецпоселения и тюрьмы, сколько в них примерно было “посадочных мест”, как сменялось их население (все это было, повторю еще раз, строгими государственными секретами!) … Примерно таким методом, как известно, работал А. Солженицин.
Откуда же было брать в таких условиях надежную информацию?. Думаю, этим и объясняется прежде всего колоссальный разброс в (публиковавшихся на протяжении многих десятилетий) данных о количестве жертв Большого террора, а вовсе не злонамеренным, как полагает Земсков, “враньем” антисталинистов.
Сейчас условия изменились. Появились работы того же В.Земкова, который в 1989 перестроечном году был допущен к архивам ГУЛАГа (почему только один историк, и именно В.Земсков, был допущен к этим архивам - не известно. Но известно, что впоследствии они были снова “закрыты”). Данные В.Земскова широко публиковались. Утверждается, что они проверялись и независимыми зарубежными историками, некоторые из них выступали соавторами статей В.Земкова в иностранных журналах. По работам Земскова преподают соответствующие разделы советской истории в ряде университетов США и других стран. “Мы вынуждены, - признавал недавно Конквест - пользоваться данными Земскова”, правда, назвав их “неполными”. Надо понимать, вынуждены за неимением лучшего.
Между тем, далеко не все специалисты, как в России, так и за рубежом, согласны с В.Земсковым. Он зачастую подвергается критике - иногда очень убедительной, иногда, может быть, и бездоказательной, но надо учесть, что пока он единственный был допущен к секретным материалам ГУЛАГА. В публикациях я встречал критику текстов статей Земскова, но нигде нет непосредственных ссылок на архивные документы (фонд, опус, страница и т.д) - значит их никто в глаза не видел!1
Однако ясно, что теперь, когда есть эта полуофициальная информация (одни ей верят, другие - нет, и это тоже их право) - цифры несколько сблизились.
Надо только вспомнить еще одно, второе обстоятельство, которое часто вводит в заблуждение, когда идет речь о разбросе данных о числе жертв сталинских репрессий. Спрашивается: какие категории населения надо считать жертвами? Один скажет, что жертвы это только расстрелянные по приговорам судов. В пресловутой “Концепции курса истории России 1900-1945 гг.” (той самой, из которой пошла формула о выдающемся менеджере) так и говорится, цитирую дословно : “следует четко определить, кого мы имеем в виду, говоря о репрессированных. Думается, было бы правильно, если бы здесь появилась формула, в которую будут включены лишь осужденные к смертной казни и расстрелянные лица.”. Тогда в расчет не войдут ни замученные в пыточных, ни убитые “при попытке к бегству”, ни умершие от голода, ни, тем более, “благополучно” отсидевшие свои сроки - в общем, число жертв составит менее миллиона. Это чудовищно много, но, как выразился один сталинист, “не впечатляет”...
Другой возьмет статистику В.Земскова и скажет, что жертв репрессий, то есть людей, непосредственно учтенных в ведомостях ГУЛАГа, около четырех миллионов (другое дело, что некоторые авторы считают эту его цифру существенно заниженной). Третий прибавит “спецпереселенцев” - раскулаченных и сосланных крестьян, а также целые репрессированные народы, массу людей, депортированных из Северного Кавказа, Крыма, Прибалтики и Западной Украины, с Дальнего Востока и так далее - и получит, по-видимому, миллионов 12 - 15, а может быть и больше. Четвертый включит в число жертв всех членов семей репрессированных, особенно детей (безусловно, они пострадали в результате репрессий) - тогда число подскочит, наверное, до миллионов двадцати - тридцати, и, опять-таки, может быть даже еще больше. А пятый, подойдя к вопросу как демограф, попытается подсчитать влияние репрессий на численность народонаселения (учесть количество неродившихся детей в результате уничтожения несостоявшихся родителей, разлучения мужей с женами и так далее, и тому подобное). Тогда цифры будут, как выразился Земсков по несколько иному поводу, еще “поастрономичнее”: не знаю, может быть, пятьдесят, может быть и все сто миллионов!
Утверждают, что сейчас все это не имеет значения. Имеется точная статистика Земского, вот о ней и надо говорить. Земсковым рассматривается сумма приговоров судов и всех остальных видов осуждения: “Всего за этот период было осуждено Коллегией ОГПУ, “тройками” -НКВД, Особым совещанием, Военной Коллегией, судами и военными трибуналами 3 777380 человек, в том числе к высшей мере наказания - 642 980, к содержанию в лагерях и тюрьмах на срок от 25 лет и ниже - 2 369 220, в ссылку и высылку - 765 180 человек.“Земсков выдал процитированные обобщающие цифры, подтвердив их подробными таблицами.
Вопрос закрыт?. Нет, не закрыт.
rote terror,
Земсков,
СССР