https://proza.ru/2023/04/14/883 Одним из наиболее известных белых добровольческих соединений, сформированных и оперировавших в Прибалтике, являлся Балтийский ландесвер (именуемый в разных источниках по-разному: Прибалтийский ландесвер, Балтийский ландсвер, Балтийский ландвер, Охрана Балтийского края), организованный первоначально в качестве одного из трех отдельных стрелковых батальонов («Прибалтийский батальон», «Балтийский батальон», «Балтенбатальон» или «Бальтенбатальон»), сформированных в 1918 году в Риге для защиты Латвии от большевизма. Этот «(При)балтийский батальон» состоял из «остзейских» немцев (уроженцев Прибалтики немецкого происхождения - бывших подданных Российской Империи), а также бывших солдат и офицеров германской кайзеровской армии, и находился под германским командованием. В октябре 1918 года Балтийский Регентский Совет, с согласия и при поддержке командующего расквартированной в Прибалтике VIII (германской кайзеровской) армии генерал-лейтенанта Гуго фон Катена, начал формирование собственных вооруженных сил под названием Балтийского ландесвера (Охраны Балтийского, или Прибалтийского, края). Приказом фон Катена от 11 ноября 1918 года командующим Охраны Балтийского края, вместо так и не приступившего был назначен майор Шейберт, а начальником штаба - капитан фон Бекман. Приказом предписывалось сформировать по национальному признаку 3 стрелковых батальона - русский, немецкий и латышский. Командирами их были назначены, соответственно, бывшие военнослужащие Российской Императорской Армии полковник А.П. Родзянко, генерал-майор барон Фрейтаг фон Лорингофен и подполковник О.П. Колпак. Германская сторона брала на себя выплату жалованья (по 5 марок в день) и вооружение Ландесвера, а Регентский совет - выделение продовольствия и помещений. После крушения Германской Империи Гогенцоллернов и последовавшего незамедлительно вторжения советской Красной Армии в Прибалтику, для балтийцев («остзейских немцев»), составлявших, по разным подсчетам, от 8 до 10% населения Балтии, но принадлежавших преимущественно к военной аристократии Российской Империи и уж, во всяком случае, к «эксплуататорским классам» (с точки зрения большевиков), началась в буквальном смысле слова борьба за выживание, ибо офицерство и дворянство были объявлены красными фактически вне закона, а жестокость чекистов-латышей значительно превосходила средний уровень большевицкого зверства.
ВЕХИ БОЕВОГО ПУТИ
Официальной датой основания Балтийского ландесвера считается 11 ноября 1918 года. В этот день в балтийской газете «Ригаэр Цайтунг» («Рижская газета») был опубликован призыв записываться в добровольцы, поскольку, как выяснилось, балтийцам не на кого надеяться, кроме как на самих себя. В действительности же формирование балтийских частей началось несколько раньше. В конце декабря 1918 года, когда военное положение для белых стало катастрофическим, «Охрана Прибалтийского края» была брошена навстречу красным под Гинценбергом - и потерпела поражение, в результате которого была оставлена Рига. Балтийскому ландесверу пришлось отступать почти через всю Курляндию, пока не был остановлен под Виндавой-Виндау германской Железной дивизией, другими добровольческими корпусами и 1-й Гвардейской резервной дивизией.
Верховное командование всеми войсками взял на себя генерал-майор Рюдигер граф фон дер Гольц, командование Балтийским ландесвером - кадровые офицеры германской службы майор Альфред Флетчер (см. фото в заголовке настоящей военно-исторической миниатюры) и его начальник штаба капитан Лотар граф цу Дона-Вилькюнен. Отборный отряд ландесвера - Ударный отряд (нем.: «Штосструппе», Stosstruppe) - встал лейтенант Ганс-Георг барон фон Мантейфель-Цеге.
После отступления из Риги Балтийский ландесвер был переформирован в январе 1919 года в районе Либавы и по прошествии всего лишь нескольких недель превратился в полноценную воинскую часть, отличавшуюся высокой боеспособностью. К концу января 1919 года в Балтийский ландесвер входили: 1-й Ударный - барона Ганса-Георга фон Мантейфеля-Цеге (с 1 артиллерийской «батареей сопровождения» и 1 кавалерийским эскадроном), 2-й (фон Йена) и 3-й (Мальмеде) отряды, 1-й (Гана), 2-й (фон Драхенфельса), 3-й (фон Энгельгардта) и 4-й (фон Паппенгейма) кавалерийские отряды и саперный отряд Штромберга, 2 русских добровольческих отряда (ротмистра Светлейшего князя А.П. Ливена и капитана К.И. Дыдорова) и латышский отряд полковника Колпака.
Весной состав Балтийского ландесвера был расширен. Теперь в него входили: штаб, караульная рота (рота охраны), Ударный отряд, Немецко-балтийский боевой (капитана Мальмеде) батальон (позднее - полк), Немецко-балтийский (Б.Ф. графа цу Эйленбурга) батальон, латышский отряд Балода (ранее - Колпака), прикомандированный к ландесверу Баденский отряд фон Медема, 6 небольших кавалерийских отрядов (в том числе 1 русский и 1 латышский), депо, санитарные и пионерные части, части связи и даже собственная военная авиация - так называемый 625-й авиаотряд, переданный (вместе с пилотами) в состав Балтийского ландесвера из состава VI германского резервного корпуса генерала графа фон дер Гольца (15 германских аэропланов марки «фоккер»).
Опознавательными знаками балтийской авиации служили простые белые квадраты, изображенные на фюзеляжах и крыльях самолетов - там, где у немецких аэропланов были нарисованы «железные кресты». Надо заметить, что ландесверовские военные летчики очень хорошо зарекомендовали себя в боях, особенно в плане поддержки действий сухопутных частей (каждый «фоккер» нес бомбовую нагрузку до 300 килограммов, а пилоты отличались большой меткостью и точностью бомбометания).
Балтийский ландесвер многократно подтверждал свои превосходные боевые качества в ходе сражений с большевиками весной и летом 1919 года. Он покрыл себя славой при освобождении Курляндии и взятии Риги 22 мая 1919 года. К этому времени Балтийский легион (с учетом приданных ему германских добровольческих контингентов) насчитывал до 6 000 штыков и сабель. После освобождения Риги от красных он, по приказу пришедшего к власти в результате «Либавского путча» латвийского премьер-министра пастора Недры, продолжил наступление в восточном направлении, пока не столкнулся под Венденом с северо-латышскими отрядами полковника Земитана, находившимися на содержании эстонцев и Антанты, и с эстонскими войсками, хорошо обученными и вооруженными англичанами.
После поражения балтийских добровольцев 9 (22) июня в бою с латышскими и эстонскими частями, заключения перемирия 3 июля 1919 года и возвращения германских войск в Германию под давлением Англии, Балтийский ландесвер был реорганизован, передан под покровительство военных миссий стран Антанты в Прибалтике, подчинен командованию латвийской «белой» армии и переброшен на антибольшевицкий фронт в Латгалию. Командующим Балтийским ландесвером был назначен подполковник английской службы Гарольд Р. Александер (будущий маршал Британской Империи и герой Второй мировой войны). С июля по декабрь 1919 года его заместителем являлся бывший царский морской офицер, капитан первого ранга барон Г.Н. Таубе - герой морского сражения при Цусиме, в котором участвовал старшим артиллерийским офицером (в чине лейтенанта) броненосца «Генерал-Адмирал Апраксин» в составе 3-й Тихоокеанской эскадры Российского Императорского Флота.
В конце марта 1920 года Балтийский ландесвер был включен в состав 13-го Туккумского пехотного полка латвийской армии, сохранив, однако, свое прежнее четырехчастное бело-голубое знамя. Впрочем, «белые» латыши поспешили поскорей уволить всех балтийских добровольцев, хотя некоторые из них впоследствии добились высоких чинов в вооруженных силах Первой Латвийской республики (1918-1940) - так, бывший офицер Российского Императорского Флота и Балтийского ландесвера граф А.Г. фон Кейзерлинг (Кайзерлинг) даже стал Главнокомандующим военно-морскими силами независимой Латвии.