СЕ ЧЕЛОВЕК И ЕГО СМЕРТЬ
Anima stante e non cadente
Касаемо фильма The Revenant (2015).
Фильм- мощнейший.
В нём глубинно и НАСТОЯЩЕЕ всё сразу- «меседж», сценарий, в который он оформлен, операторская работа как его невербальное, игра актёров, звуковое оформление...
С самого начала зрителю очевидным образом указано - кино не «остросюжетный» формат, не банальная рассказка, но нечто иное.
Сама фабула проста, банальна и укладывается в два-три предложения.
Без некоего «внутреннего» сакрального «сообщения», без «второго сценария», для просмотра «широко закрытыми глазами»- фильм не имел бы шанса состояться, удерживая напряжённое сопереживание зрителей ВСЕХ мастей...
Целевая аудитория фильма- Человек.
Само название и несколько нарочитых, доходящих до гротеска, гипербол (сцена с медведем, быстрая физиологическая реабилитация и т.д.) предуведомляют зрителя, что это кино есть конкретный сюжет, плюс что-то ещё…
И это «что-то ещё» у авторов состоялось.
Судя по эмоциональным отзывам разношерстной публики оно ощутимо.
Но - трудности с рефлексией…
Коменты к фильму говорят скорее о растерянности и изумлении зрителей: в ответе себе и другим на вопрос «а про что фильм-то собственно?» слышится невнятное мычание…
Мнения представляют собой плавный градиент между двумя позициями:
-«праведный гнев и воля к мести порождают силу и наполняют главного героя неисчерпаемой жизненной энергией, бьющей из его же нутра»
до
-«бродил по снегам. Промышлял, опять полз. ...А стоило ли вообще ползти? А стоит ли жизнь, посвященная чистому выживанию того, чтобы выживать. Это считается героизмом и волей к жизни. Ну, а если бы он просто там в белом безмолвии тихо уснул, не полз бы, и не гонялся ни за кем, что-нибудь для него изменилось бы? И как?»…
И тот и другой полюс- в лоб сюжетное прочтение фильма.
И это- ошибка. Потеря 99% из того chef-d'œuvre, что задумано непростыми его мастерами.
Фильм держит нас исключительно своим сакральной имплицитной внутрисюжетностью.
Глубинная и глобальная актуальность посыла, которая касается напрямую каждого современника ежесекундно- и есть та мощь, которая нами конкретно ощущается во время и по просмотру.
Достаточно задать один вопрос: а ВЫЖИВШИЙ кто?
Кто именно выжил?
А кто- нет?
Ответ и открывает нам некий внутренний подтекст и его акценты.
Выживший-Человек СВЫШЕ.
Не выживший- Зверь из Бездны.
В сценарии не прописано ни психической воли к мести, ни биологической воли к жизни: в конце фильма герой говорит, что кроме как найти и ликвидировать сотворившего зло - нет у него в посюсторонней жизни более никаких задач.
Зло фильма- зверьё убившее в присутствии беспомощного (раненого!) Человека Сына Человеческого…
Убить зверя; выжить, что б убить зверя, растерзавшего Сына --- вот источник его нечеловеческой силы и воли к возмездию, по ту сторону от возмездия…
Источник, который бил ключом в Апостольский и мученический доконстантинов период христианства; тот, что бил внутри Орлеанской девы, а до этого - через катаров и альбигойцев; на Руси - через самосожженцев - боголюбцев, через русских воинов всех русских войн...
Тот, что забыт сегодня русским, завален ветошью и заморскими отходами…
Но который чаем всеми нами, который обещанно зафантанирует…
Нравится оно кому-нибудь или нет.
«Зачем ползти»?
Зачем выживать/ЖИТЬ/ПРОБУЖДАТЬСЯ?
Всё ещё мучает нас такого рода мета- вопрос?
Лейтмотив всего фильма- созерцание героем гётовской «Вечной женственности» как интенции иерогамии, высшего предназначения Человека.
Иерогамии, которая проведенциально обещена Всевышнем ТОЛЬКО ЧЕЛОВЕКУ, Новому Адаму, Царю Новых Небес и Земли.
Именно указание на не европейское, но древне- этническое происхождение (его ОНА- индейская женщина) делает героя «особым», инаковым по отношению к своим сородичам. Это инаковость рождается в неизбывной в этом мире вражде ВНУТРЕННЕГО Человека со звериным ВНЕ : белый=западный/закатный человек, к которому он по происхождению номинально сам жэ и принадлежит.
Противостояние внешнее есть экстериоризация противостояния внутреннего.
Именно в таких условиях (при ТАКОЙ «левой колонке «Дано») Человек и призван (Богом) действовать…
…Она всегда с ним. С Человеком.
Её Сына- свидетеля их Любви- растерзал Левиафан в лице озверевших бледнолицых прогрессивного мира…
ОНА, родив, уходит.
ОН, полюбив, наследует ЕЁ Сына…
Он ползёт.
ОНА - смотрит ЕМУ в глаза.
СИНЕРГИЯ.
…приближается
ведёт в разрушенный храм
будит его от снежного смертельного сна и шепчет:
«…глядя, как ветер трясет ветви дерева, думаешь, что оно вот-вот упадет, но, когда смотришь на ствол, понимаешь, что дерево устоит. Важны корни. Они держат дерево».
Корни- это Человеческое в Человеке.
Человеческое и есть ОНА в НЁМ.
…И ЕЁ взгляд- русский…
Взгляд, лучащийся паРУСИЕЙ…
Ясны очертания внутреннего «сюжета»:
Он не есть рассказ о трудностях заработка пушнино-добывательной шабашки конца 19 века…
Но речь о Событии (Ereignis), происходящим Внутри.
И об отречении от него и убийстве его…
Происходящее в кадре- конкретная реальность Духовной брани, точная и яркая иллюстрация к Филокалии.
..Это мы с вами сегодня поставлены в экстремальные условия антропологической мерзлоты. Каждый день, что б завершить его Человеком, требует от нас нечеловеческих усилий по выживанию.
Выживанию в нас Человека.
…Которому противостоит дикое разъярённое зверьё (социум и его государственные машины), разрывающее плоть нашей души когтями и зубами, мотающие нас, держа мёртвой хваткой в своей гигантской пасти.
Из года в год, из десятилетия в десятилетия…
Это нам не дано время подумать о смертельных и кровоточащих ранах, это мы в одиночку в этой глобальной бойне со зверем, в смертельном безумии, наперекор всей логике и её расчётам, спасаем своих детей, которых система…всё равно рано или поздно добьёт… Наша борьба, наше ВЫЖИВАНИЕ- вне всяких аргументов и по ту сторону от них.
Это не его, но наши ближние (в нас самих?!) и дальние (вне нас) чают освободиться от нас -иных и потому уже раненых, как от балласта. А если надо -убить, задушить, закапать…
Все эти другие - не ползущие, готовы за бабло переродиться и принять звериную идентичность на своём челе…
«А стоило ли вообще ползти?»,- говорят радикальные гедонисты?
«А стоит ли жизнь, посвященная чистому выживанию?», -усмехаются оглохшие пессимисты…
Какафония вопросов «справа и слева» неизбывна и звучит в каждом жесте современного мира…
Про какое выживание идёт речь?
Про какую жизнь?
Ау!
Человека? Тот, кот внутри этого кожаного никаба, или тому, кто принимает никаб за своё Я?!
- в гордой и брезгливой избранности выйти из этой битвы?
Уйти с «тихой молитвой»?
Ха! А что это за молитва такая: КОМУ она? И О ЧЁМ?
-«Господи ты ошибся- мир не достоин тебя!»- скулит пессимист.
- «Бог, ты фундаментально неправ и потому мне не интересен»,- хохочет гедонист.
Ау!
ЧЕЛОВЕК!?
…Господь призывает (при Крещении и Причастии) на служение, в Своё войско, на Брань, к Армагеддону.
Он оставил нам Благую Весть о том, Что МЫ- Люди.
НЕ СКОТЫ.
И что ВЫЖИТЬ ЧЕЛОВЕКОМ- теперь возможно.
…только ВЕРЬ, ползи…если идти уже не можешь…
ЧЕЛОВЕКОМ он нас сотворил,
а не слизью гнилой, на грязном снегу.
Человеком- Новым Адамом,
а не добытчиком бабла и аргументов…
Да, надо вставать ВСЕГДА: с полностью разодранной плотью, кроша зубы и ногти в кровь, ползти из последних сил, жрать падаль, наплевав на всё человеческое (с нано-постмодерновой буквы), дабы убить, придушить явившееся НАМ зло.
В последний, оставшийся перед Смертью, миг.
ВЫЖИТЬ, дабы умереть ЧЕЛОВЕКОМ (с большой теологической буквы!).
Посмотреть СМЕРТИ в глаза «широко открытыми» ЧЕЛОВЕЧЕСКИМИ глазами.
Все, окружающие героя персонажи НЕ выжили.
Именно так и читается название фильма.
Фильма про ВЫЖИВШЕГО, про волю и смысл и предназночение ЖИЗНИ
-про то, как это происходит…
…дабы у дерзающих не было иллюзий, а у неведующих- оправдания…
ВЫЖИТЬ, что б Посмотреть ЕЙ в глаза.
ТОЙ, которая именуется Любовью…
ЗЫ: вы раздражены высосанного из пальца псевдо-заумью и неадекватной фильму «нагруженностью»?
Нет проблем.
Смотрите свой собственный фильм про ВЫЖИВАНИЕ.
Я его смотрела таким...