ЗАМЕТКИ на ТЕМУ авторской лекции Н. Сперанской

Sep 10, 2014 21:51

"Три типа красоты"


Тема Красоты может, в определённом смысле, именоваться традиционно- ключевой. Даже сверх-секулярый постмодерн в своё удовольствие повторяет древнее изречение- «красота спасёт мир».
А мы уточним- победит его…
Красота в миру является мощной побуждающей силой как к падению Вниз, в бездну, так и к  взлёту в Верх, в Горний Чертог… что впрочем-  по глубинному утверждению древнего мыслителя- одно и тоже. Речь о том, что Красота- есть нечто, что выводит «антропо- систему» из устойчиво-падшего и милого человеку равновесия: перманентной духовной летаргии и морока дремучего неведения.
Красота, соотнесённая с темой Ноомахии приобретает особую «оперативность» как для исследований искусств человеческих, так и Царского.
Красота- это прежде всего оптика. Типы красоты, означенные автором лекции (Н. Сперанской), указывают на наличие трёх оптик, соответствующих Логосам Ноомахии (по А.Г.Дугину).
Человек рождается и живёт тот или иной промежуток времени, пользуя оптику исключительно Кибелы. Эту же оптику мир сей именует единственной, надёжной и релевантной. Красота Кибелы очевидна через оптический инструмент именуемый зеркалом или водной гладью.
Первый случай в древнем мифе именуется нарциссизмом, второе- тщеславием и пре-Лестью. Именно нарциссы рвала Семела (Σεμέλη- гр.Земная), когда разверзлась земля и Гадес «украл» любимую дочь Диметры. Так начинается древняя мистерия, итогом которой станет рождение Иакха.
Поверхность водной глади есть людская слава и мирская лесть, а сама вода во всех традициях символизирует суету профанизма… Именно засмотревшись на своё отражение, София (в одной из версий) падает, будучи захвачена в плен земными глубинами…
Кривдо- амальгамма Кибелы провоцирует и подвигает лишь на одно (смертельное) действо- «сравнение» (читай- разделение) себя с Другим, что неизменно порождает бездарное, враждебное и разрушающее всё превосходство…
Совсем иная оптика Диониса. В западной герметической традиции такую красоту именуют ценным «почернением монеты», «огнедышащим ядовитыми парами и смрадом драконом».
В Библии о таких, мягко говоря странных, но и «гарных» процессах тоже сказано однозначно в превосходной степени: «черна я, но (пре)красна».
В Коране нам повествуют о Хизре, ставшим, по настойчивой (и столь же рисковой!) просьбе патриарха Моисея на некоторое время его Учителем… (о специфической зелёой оптике Хизра-Диониса см. эссе А.Г. Дугина «Орден Илии»).
Оптика Диониса такова, что "красота по-кибелиански" отражается в ней как «мерзость запустения» и уродство, а гниение в её же оптике- красотой и чернотой вожделенной!
Почему? Дионисийский красото-метр фиксирует сам процесс Царского искусства, его «положительную» (для гниения!) динамику, инициацию и правильую последовательность химических превращений.

В Православии этот же божественный процесс именуется красотой подвижничества и духовной бранью.
Этим всем и любуется адепт Диониса и об этом вещает на всех языках и через все ремёсла!
Статика, а точнее-тишина и упокоение бурной материи- есть вершина совершенства и красота Горнего мира. В открытом Платонизме возможно её именовать аполлонической. Тишина, статичность покоя- есть непременные указания на эсхатологический исход.
«И времени (читай-изменения) больше не будет». Во всех традициях такой исход напрямую связан с КРАСОТОЙ. Персы говорят о признаке конца дуальной схватки и победы Света - как о «купании персидской царевны в озере крови».

Все сказки заканчиваются встречей и венчанием с Василисой Прекрасной.

В каббалистической эсхатологии центральной фигурой является Шехина. Обещанная суббота-вечный шабат- настанет тогда, когда Адонай (тетраграмматон) соединится со своей возлюбленной Шехиной, которая сейчас находится в изгнании. Др.евр. שְׁכִינָה, «присутствие, пребывание, проживание». Корень этого имени - «с-к-н», в арабском "сукун"- имеет точное значение «покой», «отсутствие
движения». Отсюда происходит- «скиния» Завета.

Таким образом мы можем говорить о начале, выходе из равновесного и летаргического запустения- профаническое и враждебное надмение кибелианской красоты- через динамику и бурную СОчитающую (брачную) реакцию Красоты дианисийской, к апофеозу Красоты Единства и Полноты, напряжённого Царского ПОКОЯ и незыблимости Философского Камня. (Отсюда этимологическая связь слов греческого языка- статика и венец (στεφάνι).
Наиболее ярко аполлоническая Красота /Полнота представлена в традициях Восточного Христианства ( «тема» синергии - перихорезиса) и любовной лирикой суфиев…

Другими словами, аполлоническая оптика свидетельствует лишь об едиственно-возможной Красоте- Красоте Полноты.
Оптика подвигоположника Диониса показывает нам всю неописуемую божественную красоту живительного процесса- алхимического воскресения мертвеца; сложнейший и трагический процесс кристаллизации философской соли- адаманта, выплавление золота из руды… Дионис любуется мертвечиной и скелетом почившего в колбе царя алхимиков, радуется зловонию плавящейся ядовитой руды в ожидании рождения Красоты Небеснй…
Кибелистическая оптика не знает аполлоновской полноты и необходимости героического дионисийского пути к ней. В своей неизбывной привации она оперирует исключительно данностью, т.е. частью и частностями- отражением зеркал и водной глади- оставаясь в неведении относительно Делания Восьмого Дня…

Но наиболее парадоксально, вызывая болезненный когнитивный диссонанс, тема КРАСОТА (сиречь "творение Восьмого дня") открывается в святоотеческой духовной практике.

Ниже- небольшое дополнение к теме аполлонической красоты.

(к этимологии азвания ФИЛОКАЛИЯ =ДОБРОТОЛЮБИЯ)
ὅτι ἐπεθύμησεν ὁ βασιλεὺς τοῦ κάλλους σου ὅτι αὐτός ἐστιν ὁ κύριός σου
«И возжелает Царь красоты твоей; ибо Он Господь твой, и ты поклонись Ему». Пс.44:12
Дословный перевод греческого названия корпуса аскетических святоотеческих текстов-ФИЛОКАЛИЯ- Любовь к Красоте (κάλλους). Той самой красоте, которая по уверению народному «спасёт мир», а значит-сотериологична!
Какое же отношение аскетическая практика- наука об Умном Делании и основа монашеской жизни- имеет к красоте?
Интересно, что греческое слово «аскеза» происходит от корня σκεω- «скео»- со значением «величайший труд», «изнурительная работа». Этот же корень производит греческое слово «пятница» и имя христианской мученицы-страстотерпицы св. Параскевы.
Пятница имеет христианскую коннотацию---страдание, день смерти Спасителя и предДверье Воскресения. (кстати, дикарь Пятица тоже был началом спасения Робинзона Крузо!)

В семитском языке слово «красота» (جمل- «джамаль» в фонетике литературного арабского и «гамаль»- в фонетике разговорного египетского) и обозначение тяжёлого, упорного и изнурительного труда - однокоренные. «Джамаль» переводится и как красота, и как верблюд (великий труженик, способный к изнурительной работе, так считают аравийцы).
Основа аскетического делания- очищение омрачённого ума и страстного сердца. Пророк об этом поёт так: «Слы́ши, дщи́, и ви́ждь, и пр謬клони́ ýхо твоé, и забýди лю́ди твоя́ и дóмъ отцá тво¬егó Пс.44:11 Т.е. -оставь всё мирское и займись очищением стеклянницы своей.
И далее указует конкретно:
«Вся́ слáва дщéре Царéвы внýтрь: ря́сны златы́ми одѣ́яна и преиспещрéна». Пс.44:14
פְּנִימָה - пнима -др.еврейское слово «внутри» - однокоренное с «пнимиют» - внутренний мир человека, его духовная составляющая.
Духовная брань подвижников-аскетов- есть обнаружение кривых зеркал Кибелы.
Процесс рождения и «становление в силах» внутреннего Человека- есть трагическая мистерия Диониса.
Его безотзывное сотериологическое Царствие над человеком мира сего- есть красота аполлонического напряжённого покоя.
Всё это во всей полноте и нюансах развёрнуто в корпусе текстов восточно-христианской духовной практики ИСИХАЗМА. Само именование практики говорит само за себя: ИСИХИЯ- греческое слово, означающая покой и ,божественное безмолвие.

А значит- Красоту.

Аталанту непременно следует остановить!

ЧЕТВЁРТАЯ ПОЛИТИЧЕСКАЯ ТЕОРИЯ

Previous post Next post
Up