"«Живо» и рьяно интересоваться жизнью других, семьи, церкви, страны, и всего мира, знать точно, что им надо делать, но не хотеть знать, что делать с самим собой. Что делать родственнику, как должно быть в церкви, в государстве «знаю», а что мне делать в моей жизни, тоже вроде бы «знаю» абсолютно точно, но на самом деле и знать не хочу, это по-настоящему и не интересно. Потому что над своим надо ответственно и тяжело работать, а про чужое можно просто праздно любопытствовать и болтать - акедия (не-труждение)."
"Ложные идентификации, когда человек идентифицируется со страной, нацией, церковью, партией, семьей и т.д. Человек бежит от себя, пустоты, бессмысленности своей жизни в ту общность, которая гораздо больше его, и надеется обрести там смысл и ценность. Он растворяется в ней, забывается, плывет в общем потоке, обретая долгожданный «покой», «безопасность» от тревоги внутренней пустоты. Но этот покой мнимый, смутная тревога остается. Выдает эту неподлинность какое-то отчужденное состояние, человек как не в себе, одержим чем-то, идолом, тварным. Тут присутствует вражда к иному, к не такому как ты. Вражда к сомнению, потому что оно может нарушить чувство мнимой безопасности в общности, нарушить идентификацию, в которую спрятался от себя.
- Ложная идентификация с государством - ура-патриотизм, «мы самые лучшие». Человек так любит страну, так восторгается, что это возникают сомнения в подлинности его чувств. Часто за этим скрывается банальный эгоизм и нарциссизм - раз страна самая лучшая, то и я самый лучший. И часто это все неплодотворно и неконструктивно, нет настоящего делания на благо страны, что выдает скрытую акедию-уныние."
"- С нацией, языком - национализм. В этой любви ко всему «своему» так много агрессии и злобы, что возникают подозрения: а любовь ли это? Может, это завуалированное тотальное себялюбие, которое, как правило, делать-то для своей культуры ничего и не может, и не хочет, хочет только злобиться и превозноситься? Идолопоклонничество, которое вызывает опасных духов. Тут не борьба с напирающим в душе злом, а проецирование его на другого, а я хороший. Не-борьба, не-работа в душе, убегание от себя - акедия. Плоды национализма - разочарование в очередных идолах, уныние, злоба, побег в поиск иных идолов и новый виток акедии-уныния. Замкнутый круг. Мрачное злобное царство, прельщающее «мыслью», что ты, как представитель нации, велик, что ты уже не ничтожен, уже «не тварь дрожащая, а право имеешь». И горе тому, кто в этом усомнится.!
"Пустое общение. Болтовня. Говорить лишь бы с кем, лишь бы о чем. На работе, в семье, с родственниками, по телефону, в интернете, со знакомыми и незнакомыми. Тут цель - не дело (о чем речи), а говорение само по себе, лишь бы время убить. Говорить не о деле, о несущественном, а даже если и о деле, то это лишь видимость, дело - лишь предлог, чтобы убежать от себя в разговоре, в псевдообщении. И общения настоящего нет, другой тут не интересен, он лишь средство убежать от себя, от своих проблем. Да и вообще ничего не интересно, кроме себя, и сам себе по-настоящему тоже не интересен. Обсуждать кого-то, чужие дела, чтобы не думать про свое дело, про себя. Жаловаться на жизнь, на начальство, на власти, на всех - «думают только о себе, про меня не думают». Жаловаться на тех, кто делает жизнь тяжелой, и на тех, кто не помогает, не желает облегчить жизнь. Общение в интернете про политические, национальные, религиозные и другие проблемы - вроде смысл есть, а дел нет, так, лишь бы время потратить, чтобы скучно не было. Да еще позлобиться на оппонентов, что не так думают, как я. Думать - сильно сказано, так как цель такого общения - убежать от думания, мышления, усилия собирания своей мысли на существенном; тут - напротив, расслабленно рассеяться в многоговорении. Разговоры ни про что, о пустом, ни про что настоящее, которое действительно нужно для души. Убегание в празднословие, в котором время своей жизни потратить на ничто, на пустое, на неважное, на ерунду, на мелкое, зряшное. Но на душе после такого общения тяжело, тягостно, совесть обличает, что зря потратил время и силы, чувство вины, которое тут же заглушается самооправданием-самоуспокоением-самообманом, что потратил время на нужное, плодотворно пообщался. Но все равно гнетет чувство бессмысленности - уныние-акедия. Плодов то нет, от пустого ничего и не будет, «не собирают смокв с терновника, и не снимают винограда с кустарника» [Лк 6:44]. А зря проговоренное время не вернешь."
ВСЯ СТАТЬЯ ТУТ Click to view