БТ-7. Несколько интересных фактов о танке.

Dec 14, 2024 12:05

Статья опубликована.

Семейство танков БТ (БТ-2, БТ-7, БТ-7, БТ-7М) - советский танк с американскими корнями, о них написано много книг и статей, тем не менее, до сих пор остаются малоизвестными некоторые интересные факты о них.



Радийный БТ-7. Танк выпуска 1935 года. (ЦГА СПб)


БТ-7 пришел на замену танку БТ-5, производство этих машин было налажено на ХПЗ им. Коминтерна (по приказу НКОП №06сс от 30.12.1936 переименован - завод №183 им. Коминтерна). Работы по проектированию танка начались в 1933 году. Задача была получить машину с наименьшим весом, наивысшими скоростями - в особенности на гусеницах - при наибольшем вооружении.

Первый принятый БТ-7 сданный заводом в конце 1934 года был оснащен радиостанцией. БТ-7, представлял собой конструктивно усовершенствованный БТ-5 с более мощным мотором М-17 вместо М-5. Новые танки начали поступать в войска в 1935 году.

Всего за все время производства согласно данным завода с 1935 по 1940 год было произведено 4957 танков БТ-7 (в это число входят 155 шт. БТ-7 артиллерийских). За время производства танк дорабатывался - в 1937 году он получил новую более пулестойкую коническую башню, мелкозвенчатую гусеницу и обновленное электрооборудование.



Радийный БТ-7. На танк уложен весь возимый комплект. (ЦГА СПб)

БТ-7 - колесно-гусеничный танк, вращение гусениц которого обеспечивали ведущие катки в корме машины, на колесах танк ехал за счет привода на два задних опорных катка.

На колесном ходу вращение ведущих катков гусеничного хода не прекращалось, происходило это из-за того, что привод от трансмиссии приходил на них, а катки колесного хода двигались посредством «гитары» жестко связывавшей их. Устройство «гитары» достаточно простое - это ряд шестерен связанных друг с другом и постоянно вращавшихся вне зависимости от того какой был тип движителя колесный или гусеничный.

Чтобы резина бандажей ведущих опорных катков не изнашивалась при движении на гусеницах привод от «гитары» отключали, а при движении на колесах вновь включали. Делалось это за счет диска с зубчаткой. Диск надевался на шлицы удлиненного вала последней шестерни «гитары», а отверстия в ободе диска одновременно заходили на шпильки ступицы ведущего опорного катка, получалась жесткая связь, приводившая опорный каток в движение. Поэтому ступицы задних опорных катков у БТ-7 визуально отличаются от других.



Слева обычный опорный каток, справа ведущий каток колесного хода. Видна разница ступиц.



Диск с зубчаткой подключаемого привода для движения БТ на колесах. (РГВА)



Сборочный чертеж гитары и ведущего катка колесного хода БТ-7. (РГВА)



Разрез гитары и ведущего катка колесного хода БТ-7. (РГВА)

В связи с этим есть еще одна особенность семейства танков БТ. При движении на колесах управление осуществлялось вращением руля, который устанавливался у механика-водителя и поворачивал два передних опорных катка, но рычаги, которыми управляется танк на гусеницах, не блокируются и ими можно помогать поворачивать танку за счет притормаживания одного из ведущих катков. При достаточной скорости и сноровке водителя БТ-7 можно ввести в управляемый занос - «дрифт», но при этом с большой вероятностью можно попрощаться с резиной бандажей опорных катков, она отвалится.

БТ-7 принадлежит до сих пор не побитый рекорд по дальности прыжка - 42 метра. Под руководством Евгения Анатольевича Кульчицкого был разработан метод преодоления преград танком БТ прыжком. Машина разгонялась и пролетала над препятствием за счет скорости. Так можно было преодолевать окопы, траншеи, противотанковые рвы и небольшие овраги. От механика-водителя требовался отличный глазомер, хорошее знание возможностей своей машины и определенный навык, вырабатывавшийся тренировкой. Как оказалось на этом возможности танка не ограничивались, за счет большой скорости БТ мог преодолевать заграждения из надолбов, проламывать кирпичные стенки и полевые фортификационные сооружения.

Возвращаясь к рекордному «полету», в 1936 году был проведен ряд учений, на которых отрабатывались разные способы преодоления танками препятствий, одним из таких были водные преграды. Проведенные расчеты показывали, что танк БТ-7 без доработок мог при определенных условиях прыгать на расстояние 37 метров, что было достаточно для преодоления небольших, но глубоких речек.

Во время опытных учений (из документов точно неизвестно, было ли это на Синем озере под Киевом, или на Москве-реке в районе Тучково) был построен трамплин, с которого осуществлялись прыжки. Это был настил под углом 10 градусов и максимальной высотой 8 метров над поверхностью воды, в расчетной точке приземления для смягчения удара был оборудован мат из хвои (высота 1,5 м, ширина 15 м, длина 30 м). В 250 метрах от края трамплина была точка старта, БТ-7 должен был разогнаться до скорости 72 км/ч и совершить прыжок. После отрыва танка от поверхности необходимо было выключить передачу, чтобы не встречающие сопротивления, бешено вращающиеся гусеницы, не слетели с машины, и заодно, не разрушилась трансмиссия.

За рычагами машины был сам Е.А. Кульчитский, который заранее готовился к этому прыжку, соблюдая водяную диету: «… за сутки почти ничего не пить. Иначе почки не выдержат гидравлического удара - лопнут кровеносные сосуды. В момент самого прыжка - бросить рычаги, сильно согнуть корпус, быть готовым при сильном ударе защитить голову руками. Потом снова успеть ухватить рычаги и вывести машину на берег…». Фактическая длина прыжка составила рекордные 42 метра.

Помимо БТ-7 подобные прыжки планировали на танке БТ-2, при одинаковых условиях старта расчетные значения были скромнее: скорость отрыва 49 км/ч, дальность полета 21 метр, в отчетах прыжки на этом типе танка не зафиксированы.



Кульчицкий Е.А. 1940. (https://t34inform.ru/publication/p-pers-4.html)



Прыжок БТ-7. (РГВА)

В 1937 году были сделаны попытки оснастить танки Т-26 и БТ-7 тесьмяными ремнями для перевозки на броне подразделений пехоты.

Судя по фотографиям с «финской» войны и первых месяцев лета 1941 некоторое небольшое количество Т-26 было оснащено креплениями для ремней, что позволяет предположить, что какое-то число БТ-7 тоже было оснащено ими. На броню БТ-7 мог брать двадцать человек пехоты с полным вооружением. Бойцы располагались сверху на крыше и вдоль корпуса танка. Пехотинцы при посадке либо держались за лямку рукой, или могли пристегнуться ей через плечо.

Если подразделение было вооружено станковым пулеметом, то он устанавливался на специальном приспособлении, установленном на верхней части кормы между глушителями. Для крепления тканевых лямок к башне и корпусу крепились скобы. Всего лямок было 21 штука, бойцы при покидании танка должны были забирать лямки с собой, чтобы избежать случаев, когда башня оказалась бы ими заблокирована и не могла вращаться вокруг своей оси.



Посадка пехоты на БТ-7. Испытания. (РГВА)



Посадка пехоты на БТ-7. Испытания. (РГВА)



Удерживающие ремни на башне БТ-7 и установка пулемета для перевозки. (РГВА)



Удерживающие ремни на башне БТ-7. (РГВА)

Интересное инженерное решение у БТ-7 было реализовано на крышке люка над мотором. Танк длинный, башня смещена в переднюю часть. При этом пушка расположена достаточно высоко в башне над крышей корпуса с большим УВН вниз -6 градусов, линия прицела находится чуть выше линии оси пушки и в прицел не видно реальное положение ствола.

Был возможен очень маловероятный сценарий стрельбы: с развернутой назад башней и сектором обстрела +/- вдоль оси танка, а цель находится на уровне земли неподалеку от танка, в сочетании с невнимательностью наводчика (забылся в горячке боя) это могло привести к тому, что своим снарядом поражался собственный танк. Попадание в этом случае приходилось в корму в район трансмиссионного отделения и кормового бака, это приводило бы минимум к потере хода и ремонту КПП, а максимум пожару и полному уничтожению машины.

Чтобы избежать такой ситуации к крышке люка над мотором был прикреплен ограничитель, одновременно служащий поручнем (ручкой) для его подъема при обслуживании или ремонте. При развернутой назад башне, если попытаться опустить пушку, она упрется бронировкой противооткатных устройств в ограничитель.

Таким образом, инженеры убили двух зайцев: обезопасили танк и обеспечили удобство эксплуатации.



Ограничитель-ручка на крышке люка МТО обычно скрыт под нишей башни. БТ-7 музейный комплекс «Линия Сталина»



Открытие крышки люка МТО при реставрации БТ-7 в ЦМВС

Во все типы советских танков в середине 1930-х мог устанавливаться специальный танковый магнитный компас. Казалось бы удивительное дело, зачем в танке компас? Для плавающих танков - понятно: ночью при форсировании широкой водной преграды без компаса не обойтись, но для чего он в сухопутной машине? Оказывается нужен для решения сходных задач и не только ночью. Компас использовали при вождении танка в условиях плохой видимости, а также при отсутствии на местности заметных ориентиров: в лесу, в степи, в пустынях. Он позволял двигаться при совершении маршей целым подразделениям сотни километров по степи до появления каких-то заметных ориентиров или указателей, этот способ активно использовался в Монголии, особенно на начальном этапе боев на Халхин-Голе.

Однако на любой танк обычный магнитный компас не установить. Масса металла боевой машины не позволит компасу корректно работать, вдобавок металлические части танка могут перемещаться относительно компаса и оказывать влияние на его показания. Сам компас был жидкостным, за исключением определенных частей изготавливался из латуни, меди и алюминия. Для устранения влияния масс металла танка в компасе были сделаны специальные металлические шары - компенсаторы девиации. Компаса устанавливались и настраивались на заводе, после чего пломбировались, а положения шаров-компенсаторов фиксировалось в протоколе. Если компас требовалось снять для обслуживания или хранения, то при установке обратно в танк обязательно сверяли с протоколом положения компенсаторов, чтобы компас работал правильно.

В БТ-7 компас устанавливался перед водителем на медном щитке посередине продольной оси танка под нижней створкой люка механика-водителя. Слева и справа от компаса оказывались органы управления танком: рычаги, кулиса КПП и т.п., при вождении танка они перемещаются. Для того чтобы это не влияло на компас их изготавливали из латуни.

Примером БТ-7 в котором был установлен компас является танк из музейного комплекса «Линия Сталина» под Минском.



Танковый магнитный компас вид спереди



Танковый магнитный корпус с креплением



Установка компаса в Т-26



Латунные рычаги и вид на место установки компаса в БТ-7 из музейного комплекса «Линия Сталина»

У БТ-7 была особенность реализации контрольных приборов и органов управления электрооборудованием танка, расположенных у механика-водителя. Они располагались в двух щитках, один над другим. Нижний щиток - это контрольные приборы показывавшие температуру воды и масла, обороты двигателя, скорость танка, а так же установленные на резиновом амортизаторе часы.

Интересно, что спидометров было два, один для колесного хода, второй для гусеничного, переключение между ними было механическое, специальным устройством в торце левой части щитка. Оригинально был установлен тахометр, из-за того, что привод у него был от тросика, который нельзя было перегибать, то его пришлось установить боком.

Верхний щиток - электрические приборы: пусковое магнето, вольтметр, амперметр, тумблеры, два переключателя для управления светом, зажиганием и стартерами. Сверху на щитке электроприборов размещалась колодка предохранителей, а крышка щитка с размещенными на ней приборами могла открываться и откидываться в сторону механика-водителя, при этом она выполняла роль рубильника размыкавшего электроцепи подходившие к колодке предохранителей.



Щитки приборов БТ-7с 1938 года. (ЦГА СПб)



Щиток электроприборов БТ-7. (РГВА)



Щитки приборов БТ-7 из Музея отечественной военной истории в Падиково

Основным вооружением подавляющего числа выпущенных танков БТ-7 была 45-мм танковая пушка, с 1938 года она стала оснащаться электрозатвором. Чуть ранее, в 1937 году была разработана и внедрена в производство новая башня конической формы с наклонными бортами, из-за этого в ней стало меньше места, а там должны были разместиться радиостанция (у радийных танков) или часть боекомплекта пушки (у линейных машин без рации). От укладок снарядов вдоль стенок башни пришлось отказаться, а это привело к сокращению возимого боекомплекта для пушки, в свою очередь, это означало уменьшение боевых возможностей танка. Решить возникшую проблему конструкторам удалось за счет некоторого уменьшения высоты боевого отделения.

В БТ-7 значительная часть боекомплекта к пушке находилась в чемоданчиках, вставленных в два больших ящика на днище танка под ногами командира и заряжающего. В обычной обстановке они были накрыты резиновыми ковриками и перетянуты ремнями. В бою, после того как боеукладки первой очереди (вдоль бортов танка и в башне) были опустошены, заряжающий откидывал коврики и начинал доставать чемоданчики из под ног и брать снаряды оттуда. Каждый чемоданчик был рассчитан на 3 снаряда, а всего их было 28 штук, т.е. под ногами было 84 снаряда. Решено было увеличить емкость каждого чемоданчика на один снаряд, это привело к их увеличению по высоте, но манипуляциям с ними в боевом отделении не мешало. Общая высота боевого отделения уменьшилась на 60 мм, что не сказалось существенно на комфорте экипажа, но позволило брать на 28 снарядов больше.

Даже с учетом сокращения снарядов в башне, общий боекомплект танка вырос: у линейных БТ-7 с цилиндрической башней он был 172 снаряда (132 шт. у радийных), у линейных БТ-7 с конической башней он стал 188 (146 шт. у радийных).

Боекомплект и основное вооружение БТ-7




БТ-7 выпуска 1937 года с конической башней. (РГВА)



Чемоданчик-обойма на три 45-мм снаряда



Чемоданчик-обойма на четыре 45-мм снаряда



Чемоданчик-обойма на четыре 45-мм снаряда фотография с испытаний 1937. (РГВА)

Поисковое, Архивное, Рабочее

Previous post Next post
Up