Краткие заметки и фотокарточки для семейного альбома, хроника протеста от «Марша Миллионов» до #оккупайабай - чтобы Костян в Ростове оставался в курсе дел :-)
*
«Марш Миллионов» на Болотной площади обернулся сидячей забастовкой, столкновениями с полицией, арестами, жертвами. Мы с Л. были там до конца - пока ОМОН нас не выдавил в переулки - но осторожничали, на рожон не лезли и спокойно добрались до дома часам к одиннадацти вечера.
На следующий день в зачищенной не то что от оппозиции, а вообще от людей столице прошла инаугурация, как говорят, нелигитимного президента Владимира Путина. Весь день по городу мигрировали небольшие группы протестующих, а за ними мигрировал ОМОН. Людей задерживали за белые ленты, за оппозицонное выражение лица и в принципе за то, что они оказались в центре города. Заслуженный резонанс получило фото ОМОНовцев, отдыхающих в разгромленном «Джон-Донне». Если на Западе движение Occupy подразумевает «оккупацию» площадей и парков народом, то в Москве оккупантом стала собственно власть.
К ночи с 7 на 8 мая протестующие сумели организоваться. Около тысячи людей - без транспарантов, лозунгов, усилителей - собрались возле памятника героям Плевны и решили не расходиться. Решивший иначе ОМОН под утро погонял их от Китай-Города до Чистых прудов и обратно, задержал лидеров, попытался разогнать остальных. Но всех разогнать не получилось.
С тех пор протестные акции в городе не прекращаются. Лидеров задерживали, отпускали, в конце концов посадили каждого на 15 суток. Им туманно грозят уголовными сроками. А протест живет и меняется.
После разгона мигрирующего лагеря Китай-Города протест переместился на Чистые пруды и оставался там до вечера 8 числа. Мы провели там несколько часов - все было мирно и довольно бессмысленно. Люди слушали музыку и Собчак. Пустословил и не был никому интересен Митрохин.Время от времени подходила какая-нибудь медийная персона, ее обступали люди с камерами, а потом и они теряли интерес.
Люди собрались, чтобы собраться - применить 31 статью Конституции, а то она залежалась.
О разгоне Чистых прудов мы узнали из кафешки неподалеку. Из окон «Циферблата» на Покровке открывался прекрасный вид на ОМОН.
1.
2.
Минут через двадцать после того, как было сделано это фото, один из посетителей кафе сообщил, что выдвигается на Пушкинскую (туда переехал скитающийся митинг) и пригласил желающих присоединиться. Из «Циферблата» на митинг вышло человек 7 или 8.
Пока мы шли к Пушкинской, Пушкинскую разогнали. Потом разогнали Никитский. Мы меняли направление движения, ориентируясь по твиттеру и звонкам из автозаков. Часам к 11 вечера в центре города, похоже, вообще не осталось непричастных - кто не в форме, тот протестующий.
Навстречу идут трое: «Привет, а почему вы в обратную сторону? На Пушкинской же митинг!» Выяснили, что уже не на Пушкинской, и влились в нашу компанию. Из магазина выходит продавщица, закрывая за собой дверь. При виде группы молодых людей, машет рукой в сторону: «Патриаршие - это туда».
Когда мы добрались до Патриарших прудов, была уже ночь. Там было зябко.
4.
5.
6.
Нынешний лагерь на Чистых прудах впечатляет самоорганизацией. Патриаршие в этом смысле удручали. Споры - стоит или нет идти на Арбат, где ждал задержания Удальцов и соратники - заканчивались истеричными криками. Общего обсуждения не получалось совем. Первые часа полтора не получалось даже договориться, надо ли написать о новой точке в твиттер или ВСЕ ДОЛЖНО ОСТАВАТЬСЯ СИКРЕТАМ.
7.
В конце концов, Игорь @huypizdaebatsy написал, где мы находимся, его сообщение начали ретвитить, стало известно, что Удальцов и компания направляются к нам. К этому моменту мы подрастеряли участников, на Патриарших оставалось человек пятьдесят. Твиттер «За честные выборы» начал резво сообщать о росте протеста: «Нас уже 100», «Нас 150» - заметно опережая реальные темпы.
8. Пришел музыкант Паперный.
9. Пришел журналист Колпаков.
10. Пришли люди с картой России.
11. В конце концов, пришел Удальцов.
12.
А за Удальцовым, естественно, приехал ОМОН. Фотографий ОМОНа у меня не осталось, потому что я убегал.
У меня есть дурная черта. Убегая от ОМОНа, я сворачиваю в тупики. В этот раз, впрочем, мне повезло - тупик был с закутком, а на дворе была ночь, так что я и еще четверо протестующих спокойно там отсиделись, не замеченные ОМОНом.
Удальцова повязали, вместе с ним - несколько десятков попавшихся под руку. Потрепанный митинг переехал на Баррикадную (скоро к ним присоединится выпущенная на волю Собчак), а мы поехали по домам.
К утру проест вернулся на Чистые пруды. День Победы стал днем локальной победы оппозиции - людей перестали гонять по городу, перестали грузить в автозаки каждые несколько часов. Получилась передышка - еще не было, по-моему, полевой кухни, устава, расписания, зато уже появились туристические пенки и общее понимание, что больше мы не расходимся. Салют в честь праздника смотрели вместе с ветеранами.
13. Поздравление ветеранов.
Девятого числа я уходил с Чистых прудов, размышляя, что движению не хватает интеллектуального, идеологического наполнения. Еще несколько дней песен Цоя и «У любви у нашей села батарейка» до добра не доведут. Остро ощущалась необходимость гражданского форума, подобного «Антиселигеру» - нужны дебаты, семинары, лекции, открытые дискуссии и так далее. Как позже выяснилось, печалился я раньше времени - уже на следующий день все стало лучше, чем я ожидал. Эволюция работает быстро, сегодня на Чистых намечается даже спектакль.
Про собственно лагерь напишу в следующем посте (еще не разобрал фоточки) - а День Победы заканчивался тихо и спокойно. Он был нужен, чтобы после двух ночей «кошек-мышек» люди собрались с мыслями и начали думать о том, что делать дальше.
14.