urban dharma, часть 2

May 05, 2010 14:44

часть 1

Работу в полиции я совмещаю с работой в UCLA (Университет Калифорнии).

Во-первых, я священник на кампусе. У нас есть буддийский клуб, который собирается еженедельно, по вторникам, в католическом центре. Католики к нам очень добры. Причина такого теплого отношения католиков к буддистам - Второй Ватиканский собор, на котором было решено, что буддизм - это неплохо. С тех пор с нами начали разговаривать. Так что у нас хорошие рабочие отношения.

Кроме того, я работаю в медицинском центре: состою в комитете по психологической поддержке и консультирую новых капелланов, как правильно обращаться с пациентами-буддистами. В том числе затрагиваю вопросы ухода из жизни. Провожу для них специальные презентации - кстати, следующая пройдет в этот четверг.

Как вести себя капеллану - католику, протестанту или мусульманину - если к нему попал пациент-буддит? Так же, как с представителем своей религии? Нет. Буддизм отличается и от христианства, и от ислама, так что если к вам в руки попал буддист - нужно вести себя с ним по-буддистски. Вот я и объясняю эти тонкости.

Я предупреждаю их - не поймите меня неправильно - я предупреждаю, что за буддистов не надо молиться в их присутствии. Это нас только сбивает с толку. Кто-то входит в комнату и вдруг начинает за нас молиться. Уоу. Лучше молитесь, пока они не видят - может быть, это и принесет пользу; может, вы передадите пациенту какую-то энергию. Но мы не молимся так, как это принято у вас - потому что нам некому. В буддизме молитва есть, но совсем другая, она связана с медитативной практикой…



В этом месте лекция прерывается, потому что девочки хотя сфотографироваться с Кусалой для школьного альбома. «Высокие в последний ряд». «Я маленькая!» «Ок, в первый ряд». «У вас пленочный фотоаппарат? Вау, олдскул. Спасибо!»

- Вы говорили о молитве.
- Угу.
- Вы не молитесь… Богу.
- Точно.
- Так что нам не надо молиться за вас, чтобы не сбивать с толку.
- Ага. Да, и надо отметить, что хотя мы и не молимся - Будда молился. Будда, в отличие от нас, был теистом, то есть верил в Бога. Но и тут была сложность.

До 19 лет Будда не покидал территории роскошного дворца, принадлежавшего его отцу. Согласно легенде, сразу после рождения Будды, придворные мудрецы по ряду признаков определили будущее младенца, и сделали следующее предсказание: царевич либо станет великим правителем, который объединит под своим началом народы всего мира, либо выберет духовную жизнь и станет учить людей, как избавиться от страдания. Царь, конечно, хотел видеть в ребенке продолжителя династии - и логично рассудил, что если царевич не будет видеть страданий окружающих, ему не придет в голову кого-то от них спасать. Поэтому с детства Будду окружали только красивые, здоровые и счастливые люди. Настоящей жизни он не видел и понятия не имел ни о бедности, ни о болезнях, ни даже о смерти.

В 19 лет Будда отправился на прогулку по городу. За время этой прогулки произошло четыре встречи, которые навсегда изменили его жизнь. Одного за другим он увидел старика, прокаженного, мертвого человека и мудреца.

Вид старика поразил Будду - он никогда раньше не видел такого немощного человека, с согбенной спиной, морщинистым лицом, слабыми дрожащими ногами. Царевич обратился к возничему с вопросом, что с этим человеком не так и почему никто не пытается ему помочь. Возничий объяснил: все, кто рожден, старятся; это обычный ход жизни, с которым ничего нельзя поделать. Кстати, что в нашей культуре принято делать с пожилыми людьми? Мы, если есть возможность, отправляем их в дома престарелых, чтобы не быть свидетелями их немощи и чтобы другие люди заботились о них.

Затем Будда увидел прокаженного, и у него вид был еще хуже. Возничему снова пришлось объяснять: «Все, кто рожден, рано или поздно заболевают». От болезни не застрахован никто. Это заставило Будду задуматься о том, какую силу имеют болезни над нашим телом и разумом.

Что обычно делаем с больными мы? Кладем их в больницу, чтобы не видеть; чтобы о них заботился кто-то другой.

Можно понять, почему о многих вещах Будда не задумывался раньше - мы и сами стараемся о них не задумываться.

Затем Будда увидел мертвеца. Тело лежало на земле в стороне от дороги, покрытое пятнами - как на тех кадрах из Нового Орлеана, что показывают сейчас по ТВ. Царевич обратился к возничему: «Похоже, этот человек ужасно болен», - тот ответил: «О нет. Этот не просто болен. Этот мертв. И всякий рожденный на этой земле рано или поздно умрет».

Что делаем мы, когда умирает кто-то из наших близких? Мы накрываем его простыней, чтобы не видеть, а потом отвозим в морг, покупаем новую одежду и обувь, причесываем и накладываем грим, а рядом с телом кладем цветы, чтобы не чувствовать запаха разложения. Все родственники собираются вместе, и дядя Мэт выглядит так, будто он просто спит. Мы так же не видим реальности нашей жизни, как Будда не видел реальности своей.

В конце концов Будда возвращается во дворец, и возле его стен видит мудреца в белых одеждах, спокойного и совершенно не потревоженного окружающим его страданием. Это была четвертая и самая главная встреча.

После той прогулки Будда покинул свой дом и семью, но случилось это не из-за того, что вокруг старели, болели и умирали люди. Причиной этого поступка стала та последняя встреча с мудрецом. Обдумав увиденное за день, Будда пришел к выводу, что только образ жизни отшельника может привести его к решению вопроса о том, почему люди страдают и что с этим можно сделать.

Повторюсь, Будда верил в Бога. И я думаю, увидев все это страдание тогда, две с половиной тысячи лет назад в Индии, он поступил так же, как поступают верующие сегодня, видя происходящее в Пакистане или Новом Орлеане - он стал молиться богам, которых знал. «Пожалуйста, избавьте этих людей от их мук. Заступитесь за них. Остановите их страдание». Но ни один из индийских богов не ответил на эту молитву. Тогда Будда решил взять дело в свои руки и отправился искать ответов на свои вопросы.

На поиски истины у Будды ушло шесть лет скитаний и медитаций, но в конце концов он достиг своей цели. Он понял, как прекратить страдание людей - и сам больше не страдал никогда. Еще 49 дней он просидел под деревом, просто наслаждаясь своим освобождением - а следующие 45 лет жизни посвятил проповедям. И все его проповеди были посвящены одному и тому же: почему мы страдаем и как это остановить. Больше он ни о чем не говорил.

Значит ли это, что Будда больше не верил в богов? Не значит. Просто выяснилось, что они не всесильны.

Большинство буддистов - верующие люди. Но к буддизму это не имеет никакого отношения, буддизм - об избавлении от страданий. Среди нас много атеистов. Но к буддизму это не имеет отношения. Есть и такие, кто на этот счет не уверен - и вот это кое-какое отношение к буддизму имеет. Потому что мы эту тему не затрагиваем. Тех, кто спрашивает меня о Боге, я перенаправляю к христианским священникам, раввинам или имамам. Это их работа. Мое поле деятельности - страдание. Почему люди страдают и как это остановить.

Тут я сделаю примечание. Буддизм - это общее название для огромного количества разных философских и религиозных течений, направлений, школ. И некоторые из них вопрос существования Бога все-таки рассматривали, ср. «Введение в буддологию» Торчинова:

«С применением отрицательной диалектики мадхьямаки связаны и идеи известного «атеистического» трактата Нагарджуны («О том, что Вишну не мог сотворить мир…»), переведенного на русский язык Ф.И. Щербатским. В этом трактате Нагарджуна высказывает следующие антикреационистские (направленные против теории божественного творения мира) аргументы. Во-первых, теисты говорят, что поскольку все имеет причину, то и мир в целом тоже должен иметь свою причину, и эта причина - Бог. Однако в таком случае Бог также должен иметь свою причину, она - свою и так далее до бесконечности. Совершенно непонятно, почему цепь причинной обусловленности должна заканчиваться на Боге. Во-вторых, всякое действие предполагает некоторую цель, а наличие такой цели - несовершенство деятеля. Если Бог творит мир - значит, ему это зачем-то нужно, ему чего-то не хватает, а следовательно, он не является совершенным и самодостаточным, что противоречит самой идее Бога. А значит, или Бог не творит мир, или он не совершенен, то есть не является Богом в теистическом понимании. Если же Бог творит мир без мотива и цели, то он подобен маленькому неразумному ребенку, который сам не понимает, что он делает, а это также несовместимо с понятием о Боге. Наконец, идея творения сама по себе внутренне противоречива: ведь если мира нет, то он не мог и появиться, ибо из небытия не может возникнуть бытие, а из ничего - нечто».



На той неделе я был в школе на Palos Verdes. А там тяжело говорить о страдании убедительно. Уж больно там здорово. С территории кампуса виден океан. На парковке стоят красивые современные автомобили. А я выхожу к кафедре и говорю, мол, «все плохо». И мне отвечают: «Ну-у-у, да, на той неделе мы проиграли матч».

Так о каком страдании идет речь? Бывает страдание маленькое. Типа, «я сегодня пропускаю любимый сериал». Или «я получил двойку». Или «не отпускают в отпуск». Это маленькое. А еще есть большое - например, «у меня обнаружили рак, это неизлечимо и мне осталось жить три месяца». Вот это уже серьезно. В такой момент меняется жизнь.

Или - умирает кто-то из ваших родителей.

А они умрут. Если только вы их не опередите.

Вот так. И что с этим делать? Про это - буддизм. Не про то, как изменить устройство мира и сделать его идеальным, а про то, как примириться с реальным положением дел.

В буддизме нет понятия первозданного греха. У нас принято говорить о первозданной глупости. Мы рождены неграмотными, ведем себя по-дурацки, и из-за этого страдаем. Надо всего-то заменить глупость мудростью - и страдать больше не придется.

Теперь давайте я скажу, что такое страдание. Лучшее определение, которое мне довелось слышать, дала семикласница по имени Эсмеральда. Я рассказывал о буддизме в ее классе в Глендейле, Калифорния, и после моей презентации она подняла руку и сказала: «Преподобный Кусула, я поняла, чем отличаются боль и страдание. Страдание получается, когда не хочется, чтобы болело». Вот это да. Представляете? Семиклассница? И уже это знает?

Так что я не говорю об избавлении от боли. Если у вас есть тело и сознание, от боли вам никуда не деться. А вот страдание - опционально.


Previous post Next post
Up