Ехавшие американцы работали спецами в Кузнецкстрое, в одном из крупнейших промышленных центров железоделательной индустрии, расположенном в Сибири. В начале 1931 года оба американца были рассчитаны Фордом при временном закрытии его фабрик, а осенью того-же года, по рекомендации инженеров, изучавших машины на фордовских заводах, уехали в СССР «спецами». Один из них, поляк по рождению, зарабатывал у Форда до 200 долларов в месяц. В Америке им всем обещали платить по 200; долларов в месяц в СССР. Когда-же они сели на пароход, им вручили контракты, в которых было сказано, что они будут получать не по 200 долларов, а по 200 рублей в месяц с правом повышения жалованья и с правом для советского правительства аннулировать контракт, если американцы окажутся не подходящими.
Кузнецкстрой - новый промышленный город. В нем построен огромный чугунолитейный и сталелитейный завод с числом рабочих свыше 40,000 человек. Завод, по рассказам американцев, выполняет задания на 80%. В нем устанавливается 15 мартеновских печей, из которых уже 8 работает. На этом заводе работает около 100 человек иностранных «спецов».
На третьем году работы оба американца оказались активистами и получали жалованья по 480 руб. в месяц каждый. Жалованье цехового сов. механика - 350-500 рублей, помощника - 175 рублей, бухгалтера - 350 рублей и чернорабочего - 75 рублей в месяц. Жалованье высших сов. инженеров- 900 рублей в месяц.
При заводе построено до 200 каменных бараков в 4 этажа каждый и по 40 комнат на каждом этаже. Иностранные спецы помещены в отдельном особняке и живут под усиленным наблюдением Гепеу. Каждому из них дано по одной комнате с мебелью и со всеми удобствами; семейным дается по 2-3 комнаты. За комнаты и уборку в них платы с иностранным спецов не взимается. Все спецы чисто одеты и вызывают этим большую ненависть у русских. И, несмотря на строгую охрану, у иностранцев часто крадут платье, которое в СССР ценится чуть-ли не на вес золота.
В сов. лавках за костюм с иностранцев берут 100 рублей, за ботинки - 50 рублей, за фунт сливочного масла, которое на рынке стоит 36 рублей, взимают 6 рублей. Спецам - иностранцам полагается один 1костюм на 6 месяцев, и пара ботинок на три месяца. Русские спецы получают все эти блага раз в три года, и поэтому заводят дружбу с иностранцами покупают от них одежду и обувь.
- Просто было стыдно смотреть на оборванных не только русских рабочих, но и инженеров, - говорят американцы.
Для иностранцев имеются специальные столовые, в которых чисто и полно всего местного. За плотный завтрак взимают 1 рубль, за обед и ужин - два рубля. Иностранцы питаются хорошо, но русские - даже инженеры получают очень мало жиров и питаются много хуже, чем чернорабочие в Америке. А о советских рабочих и говорить не приходится. Они живут очень плохо, получают по 2 фунта хлеба в день, по тарелке супа без жиров и по селедке в день, при чем последние выдаются не аккуратно. Обувь и одежда их - нищенская, изношенная, оборванная.
(Дионисий Горбацевич,
«Что я видел в Советской России»)