http://www.interfax.by/mosaic/1110472 Сотрудник ГИБДД Москвы пойман на северо-востоке города с поличным при получении взятки, сообщили журналистам в пресс-службе ГУ МВД России по Москве в субботу.
"В субботу, примерно в 19 часов, отрабатывая имевшуюся оперативную информацию, сотрудники отдела собственной безопасности УВД по Северо-восточному округу задержали с поличным при получении пяти тысяч рублей в виде взятки инспектора Отдельного батальона ДПС УВД по СВАО", - сказал представитель пресс-службы.
лейтенант полиции пытался получить деньги за непринятие мер по привлечению гражданина к административной ответственности по статье 12.15 КоАП РФ (Выезд на полосу, предназначенную для движения во встречном направлении)
Пожалуй, первой реакцией нормального жителя России на такое сообщение будет не возмущение деянием гаишника и не одобрение того факта, что его задержали и привлекли к ответственности. Скорее это будет разочарование с долей сарказма. Действительно, сумма взятки всего 5 тысяч рублей, правонарушитель не генерал, и даже не средней руки начальник. Лейтенант, по гаишным меркам - все равно, что рядовой, у них лейтенанты на дорогах с жезлами стоят. В общем, повод довольно незначительный, чтобы делать из него новость, пусть и регионального масштаба.
Можно воспринять это сообщение как попытку государственных борцов с коррупцией представить это происшествие, если как из ряда вон выходящее, или, по крайней мере, как нетипичное явление, достойное попасть в ленты новостей. Вместе с тем, это демонстрация «конкретных мер» в борьбе с коррупцией и злоупотреблениями в правоохранительных органах.
Определенный смысл в подобных демонстрациях, несомненно, имеется. Проблема коррупции на слуху и постоянно поднимается СМИ, они же и формируют «общественный запрос» на борьбу с коррупцией. Ведь обыватель если и сталкивается с проявлениями мздоимства, то именно в виде таких вот лейтенантов ГИБДД и других мелких чиновников (о распилах и откатах он только читал и слышал в тех же СМИ). Соответственно и освещается то, что гражданам знакомо.
Освещение происходит в заведомо упрощенном виде. Используется подход в духе известного литературного героя Шарикова. Он, как известно, предлагал разрешение социальных проблем простым путем, который виделся ему очевидным «взять все и поделить». Аналогичное видение транслируется через прессу, только формулировка будет другая: «поймать всех взяточников, тогда и коррупции не будет».
Вообще, такие публикации по своему характеру являются вполне литературными, и подчиняются достаточно очевидным законам жанра.
Публикация описывает вполне бытовую ситуацию, в которой может оказаться любой рядовой гражданин, потенциальный читатель новости. Центральным персонажем повествования выступает лейтенант-взяточник. И действует он в этом сюжете как бы самостоятельно. Мельком упоминается некий гражданин, от которого лейтенант «пытался получить деньги за неприятие мер по привлечению к административной ответственности». Но он скорее представлен как вспомогательная фигура речи для того чтобы более внятно сформулировать, в чем именно заключалось правонарушение.
Впрочем, особой ясности это не вносит. Непонятно, например, какова была роль гражданина. Судя по тому, что офицеру предъявлено обвинение по статье 290 (получение взятки), о вымогательстве речи не идет. Отсюда можно сделать вывод, что гражданин сам, добровольно, дал денег сотруднику, желая видимо «решить вопрос» без лишней бюрократии и нежелательных данных в информацию о себе.
Но об этом в публикации ничего не говорится, все внимание на правонарушение полицейского. Если бы авторы публикации сделали загадочного гражданина полноценным действующим лицом, то его пришлось бы представить роли полноценного участника коррупционного процесса. Однако в этом случае читатель, который сам не застрахован от подобной ситуации, автоматически отождествлял бы себя с правонарушителем.
И тогда его внимание было бы сосредоточено уже не на факте борьбы с коррупцией, а на судьбе ему подобного. Подобное смещение акцентов вряд ли понравилось бы читателю. Одно дело рассуждать о коррупции и возмущаться действиями продажных полицейских и чиновников, и совсем другое - осознавать, что «коррупция в стране» развивается при его непосредственном активном участии и заинтересованности.