Журналистика учит, среди прочего, одной крайне полезной вещи - всегда опираться на факты, когда что-то говоришь или пишешь. Сегодня я осознал один факт, который чертовски меня радует. С нового года ни разу на Земле не завывала сирена, предупреждая о новом десанте экстерасов. Подумайте об этом. Скоро год, как мы живем в относительном спокойствии, иногда даже осмеливаясь взглянуть наверх, не сжимаясь от страха. Серьезно, я на днях был в гостях у соседа. У него из прихожей исчез “тревожный чемодан”. Ну, вы знаете, предметы первой необходимости - то, что хватаешь первым, когда объявляют учебную или, избавь вас мироздание, настоящую эвакуацию. Так вот, то, что кто-то счел возможным этот чемодан чуть отодвинуть из прихожей, наводит на интересную мысль. Неужели человек перестал бояться? Я решил проверить, и оказалось, что мой сосед не одинок - я вижу, что люди действительно немного расслабились, стали улыбаться, и есть некоторое невысказанное ощущение “жизнь налаживается”.
Снова появилась возможность никуда не спешить. Хотя бы иногда
Конечно, об окончании войны судить еще рано. Увы, человечество пока не способно заглянуть в глубины космоса и узнать, отступили пришельцы насовсем или готовятся к чему-то новому. Страх перед экстерасами, может, и отступил, но хорошо бы не забывать о том, чему этот страх научил нас.
Последние два десятилетия сделали с людьми одну вещь, которую не смогла сделать ни одна война в истории. Они объединили нас. История знает множество примеров, когда люди объединялись для каких-то совместных целей, но гораздо чаще это происходило ради победы над общим врагом. Экстерасы стали этим врагом. Непознанные, поначалу неуязвимые, они дали людям одну из самых важных возможностей - вспомнить о том, что между людьми гораздо больше общего, чем казалось. Человечество достойно существования, и наши общие усилия доказали, что нам под силу его защитить, невзирая на разногласия.
Разногласия между людьми были, есть, и будут всегда, глупо это отрицать. Впрочем, сейчас мир изрядно изменился - в первую очередь потому, что речь последние годы шла о спасении человечества как вида. Нет, конечно, конфликты между государствами - равно как и политика - никуда не делись; не исчезли и внутренние проблемы, всегда существующие в обществе. Все еще осталось место для преступников, фанатиков, карьеристов, идущих по трупам, да и просто психов-одиночек, зараженных идеями, кажущимися, в лучшем случае, странными.
Но вторжение извне стало тем фактором, который заставил нас на время отложить споры. Не уверен, что в ближайшее поколение мы совсем забудем о них, но человечество, как ни банально это звучит, пережило свой самый темный час. Я бы очень хотел здесь сказать, что всего люди добились, просто объединив усилия, но я совру. У объединенных усилий есть имя. Омникорп.
Когда я был маленьким, я читал и смотрел довольно много фантастики. Там, по привычному сюжету, корпорация, распространившая свое влияние на весь мир, оказывалась полна отрицательных персонажей. Однако это не наш случай. Изучив деятельность Омникорп, я пришел к парадоксальному выводу. С одной стороны, как в любом крупном объединении людей, там имеет место некоторый уровень беспорядка и ошибок. Но там нет (наверное) стяжательства, коррупции и обогащения за счет… например, контрагентов по Протекционному договору. В кои-то веки за историю человечества ситуация сложилась так, что обирать и эксплуатировать кого-то просто НЕВЫГОДНО, потому что, если сегодня обобрать - завтра будет неоткуда взять ресурсов для отражения объективной угрозы. Так что, несмотря на то, что мне приходилось встречать людей, настроенных к Омникорп скептично и агрессивно, я считаю её благом для человечества. Той объединяющей силой, которой нам не хватало, ведущей к росту взаимопониманию между людьми. К сожалению, пока не всеми.
В качестве главного объединяющего фактора во все времена выступала религия. Не уверен, что большинство верующих людей, вне зависимости от конфессии, всерьез задумывались о том, что кара с небес придет во время их жизни. Да, первых экстерасов назвали всадниками апокалипсиса, да, они устроили своего рода судный день. Но! Человек - это создание, привыкшее выживать. И люди выжили, приспособились. Можно считать это вмешательством высших сил, но лично для меня война с экстерасами стала демонстрацией способности человека постоять за себя в любой ситуации, надеяться как на себя, так и на помощь извне. Помощь реальную, происходящую от людей, которых вы видите и знаете в лицо, - а не от высших сил.
На этом фоне религия отошла на второй план. Религиозные споры прошлого - как между религиями в целом, так и споры между конфессиями внутри религий - все это стало неактуальным. Вместе с тем, религия в мире во многом вернулась к своему изначальному предназначению - служить утешением для людей и источником веры в будущее.
Будущее из развалин
Мне, конечно, очень легко писать что в мире все хорошо и все налаживается. Увы, это не везде так. Я радуюсь за людей, которых обошел голод двадцатых, радуюсь за тех, кто никогда не бывал там, где шли бои. Война, особенно там, где противник непредсказуем и может прийти откуда угодно в любую секунду, накладывает отпечаток на мир. Где-то люди сближаются и помогают друг другу выжить, а где-то на руинах люди умирают от голода, или (я честно не знаю, что хуже) убивают… хорошо если не для того, чтобы сожрать убитого. Хорошо, второго я не видел, но мне доводилось бывать в местах, где жизнь человека с банкой консервов стоит дешевле десятка патронов к автомату, а автомат, в отличие от консервов, есть у каждого второго.
Раз уж разговор зашел про автоматы и патроны, давайте, действительно немного поговорим про боевые действия. По счастью, боевые действия в войне с экстерасами носят точечный характер (если вы можете представить себе “точку” размером с небольшой городок). Уверен, многие видели хотя бы в записи, как разрушительны эти “точечные бои”. Я и сам время от времени задумываюсь, а почему, собственно, высадки их носят точечный характер.
Зона, официально непригодная для жизни. Побережье Центральной Африки
Нет, стоп! Не носят, а “носили”, ведь мы все помним “Звездопад”, и никогда, никогда в жизни не хотим его повторения. В любом случае, это повод задуматься. Огромное счастье для Земли, что настолько масштабная высадка экстерасов случилась всего лишь одна. Почему одна? Я гоню от себя эту мысль, но даже на страшные вопросы полезно иногда искать ответы. Я разговаривал с военными, с учеными, не в последнюю очередь с экономистами. Как раз последние обратили мое внимание на простую вещь - проблему транспортировкии логистики в целом. Доставка десанта из одной точки планеты в другую и по сей день для нас остается не самой простой задачей, если принимать во внимание, что нам нужно не только перевезти солдат из точки А в точку Б, но и обеспечить в точке Б какое-то снабжение. При межпланетных перелетах это явно сложнее, даже учитывая, насколько экстерасы превосходили нас в техническом отношении на начало войны. Итого: построить базу на Земле они не могут, регулярно поставлять новые войска и снабжать уже имеющиеся - тоже. Будем надеяться, что это действительно так!
Во-вторых, сами войска. Не могу точно сказать, сколько ресурсов уходит у Омникорп на создание нашего диглатора, пусть даже самой базовой модели, но предполагаю, что производство довольно затратное. Так что нельзя исключить, что нам повезло и противник счел войну потребляющей слишком много ресурсов, чтобы её продолжать.
Я лично очень надеюсь, что Землю оставили в покое, но тут вырисовывается новая проблема. Космос для нас все еще большая загадка. И, откровенно говоря, эта загадка меня пугает. Как знать, сочли пришельцы нас слишком крепким орешком или потратят год-два-пять-десять и попробуют снова? В любом случае, это не та война, про которую мы можем сказать, что мы в ней победили. Победа над противником, как учит нас предыдущая история человечества, должна быть одержана на его территории и неким образом закреплена. У нас же пока нет ни средств, ни знаний о том, где эта территория и как туда попасть. Сложно требовать капитуляции от того, с кем так и не удалось установить контакта.
Самый сложный момент здесь кроется в том, что мы не знаем, как они думают. Возможно, они прямолинейны, как железный лом. Возможно, они благородны как самураи, и стремятся дать противнику шанс, либоимеют иные моральные ограничения. Вариантов масса, и живого экстераса, которого можно было бы спросить, мы не видели.
Не исключено, правда (а что? у меня есть пара знакомых, любящих конспирологические теории), что экстерасы имеявозможность наблюдать за жизнью на Земле и, столкнувшись с серьезным вооруженным отпором, решили кардинально сменить тактику и прямо сейчас более плотно изучают нас. Мне даже попадались сторонники того, что экстерасы принципиально не отличаются от людей. Встречаются даже адепты идеи “они уже здесь”. Впрочем, параноики находились во все времена: как в прошлом веке искали иностранных шпионов, так и сейчас, вероятно, кто-то ищет шпионов страшного и неведомого врага. Другое дело, что подобныепоиски могут навредить больше, чем возможные инфильтраторы. Нет лучшего способа уничтожить достижения человечества, взаимопомощь и взаимовыручку, чем объявить очередную охоту на ведьм.
Постойте, так она ведь практически идет! Давайте вспомним, что нового появилось за последниеполдюжины лет? Да, я говорю о способности читать чужие эмоции и мысли, а также манипулировать ими. О появлении эмпатов. То ли сверхлюдей, то ли отверженных “неприкасаемых”.
Способности эмпатов, по моему скромному убеждению, предоставляет владельцу большую власть, особенно развившись до уровня, позволяющего не просто “читать”, но и “переписывать” окружающих. Я тут же вспоминаю все, что говорилось в разное время о контроле над сознанием и разумом окружающих. Буду честен: мое сознание мне нравятся, и я бы не хотел его менять, тем более против собственной воли. К счастью, современный мир это понимает, и способности эмпатов находятся под строгим контролем. Да и сами способности не достаются человеку даром. Их пробуждение ведет и к изменениям в физиологии человека. Со временем эти иззменения ввлияют на то, как человек воспринимает мир, а с восприятием меняется и отношение к окружающему. Я знаком с гипотезой, утверждующей, что способность считывать чужие эмоции может не оставить в жизни человека места для собственных. Она неплохо объясняет некоторую отчужденность эмпатов, которая, в свою очередь, может быть легко воспринята как высокомерие, и повлечь за собой негативную реакцию: “Мало того, что он мысли читает, так он еще и смотрит на меня, как на пустое место”. Именно так эмпат и становится “неприкасаемым” - тем, кого одни боятся, а другие требуют уничтожить. В то же время, эмпаты, как и прочие люди, очень разные. Особенности характера, личные предпочтения и привязанности, амбиции и страхи - все эти черты свойственны людям вне зависимости от способностей. Поэтому глупо относиться к эмпатам, как к чему-то опасному. Они опасны не больше, чем, к примеру, ваш сосед.
По счастью, эмпатов, как и многое другое на планете, взяла под свое крыло Омникорп. Выше я уже отмечал, что корпорация делает много полезного для всего человечества, не проявляя характерных черт корпораций-монополистов из прошлого или вымышленного будущего. Вспомните хотя бы Омни-язык, который уже преподают в школах, и благодаря которому люди со всей Земли способны понимать друг друга. Не Вавилон, но уже неплохо.
Несмотря на то, что и мир, и человек изменились, человеку во все времена было свойственно желать большего. Омникорп начинался как объединение энтузиастов и альтруистов, но со временем корпорация росла, в нее входили новые, абсолютно разные люди. Может настать момент, когда кто-то может попытаться воспользоваться в личных целях доминирующим положением, которое Омникорп занимает в мире. Это произойдет не сейчас, конечно, но, если затишье в войне будет достаточно долгим, однажды настанет день, когда диглаторы начнут маршировать по улицам городов в отсутствие равного противника, а их пилоты, следуя приказам своих командиров, обернутся друг против друга.
Не думаю, правда, что до такого дойдет. Люди изменились за последние двадцать лет. Да, пока есть хотя бы два человека, найдутся вопросы, по которым они не согласны. Однако именно несогласие, конфликт, рождают что-то новое, ведут к развитию. Вместе с тем, если люди сумеют согласить свою непохожесть друг на друга, свою уникальность, но при этом действительно смогут достичь чего-то большего вместе, то и космос, и любые пришельцы перестанут быть для нас преградой.
Тяжело говорить об этом после двадцати лет войны и страха, страданий и потерь, но, возможно, сейчас действительно закончилась самая темная эпоха в истории человечества.
Болезни и опасности нас не сломили. Не сломит и ничто другое.
Удивительно, но пришельцам удалось сделать то, чего человечество не могло добиться всю свою историю - изменить человеческую природу в лучшую сторону. Удержится ли это изменение надолго? Это зависит от нас самих.
Мартин Оланд, авторская колонка “Stuff that matters”
2 сентября 2037 года