(примечание редакции: приводится авторский текст статьи по версии, опубликованной в блоге автора. Официальный печатный вариант статьи вы можете найти на сайте нашего издания.)
Я знаю, вы привыкли видеть мою колонку раз в три недели. С этим выпуском я “немного” задержался, за что приношу свои извинения и вам, и редакции. У меня есть на то объективная причина - я некоторое время (всего-то с июня по август, никто кроме редактора и не заметил) не мог выбраться оттуда, где собирал материал для статьи.
Все началось в конце мая, когда я поймал себя на той мысли, что уже почти полгода пришельцы к нам не суются. Задумавшись об этом, я открыл новости, и первая же страница, увиденная мной, поразила меня до глубины души.
Люди. Экстерасы. Общий враг, объединение всего человечества... А знаете, что начинают делать люди, стоит внешнему врагу ненадолго отступить? Ни за что не догадаетесь. Начинают снова, как до войны, убивать друг друга. Я даже не сразу поверил, и стал копать в сети глубже. А через полчаса - уже покупал билеты в Оман, а оттуда в Йемен. В сердце самого отвратительного конфликта, который только бывает на свете: гражданской войны.
Типичные йеменские пейзажи
Далеко не каждый сможет найти на карте Йемен, этот небольшой кусок земли на южной окончености Аравийского полуоcтрова. Воевать там особенно не за что, но люди, как известно, существа талантливые. Дай нам только повод убить ближнего своего, и мы этим воспользуемся.
Тем, кто не читал новости, поясняю политико-историческую ситуацию. Правящая партия “Всеобщий народный конгресс”, державшая власть в стране с 2003 года, вряд ли осознавала степень серьезности угрозы из космоса и, на протяжении всей войны продолжала считать, что Йемен волей всевышнего будет защищен и от неверных, и от пришельцев. Следовательно, Протекционный договор не нужен, и подписывать его - значит тратить впустую ресурсы не слишком богатой страны.
Оппозиция в стране последние лет пятнадцать консолидировалась вокруг партии юнионистов, выступающей за вхожение Йемена в мировое сообщество и присоединение к борьбе с экстерасами. Обстановка, зная горячность людей с Востока, постепенно накалялась.
Примерно так было
Взорвалась эта пороховая бочка в декабре 2036 года, когда наперекор всей йеменской статистике и йеменской же теории вероятности, на территорию этой страны все же приземлилась боевая машина экстерасов. Йемен - страна неспокойная, но традиционно мирная, без большой и мощной армии. Следовательно, вооруженные силы там ничего особенного из себя не представляли, да и их оснащение устарело лет на тридцать. Поэтому надежды на то, чтобы справиться с врагом своими силами, у них быть не могло. Помощи от Омникорп же ждать не приходилось - ближайшие силы Корпорации располагались на границе с Саудовской Аравией, и войти в Йемен они не имели права.
К счастью, высадившийся там экстерас не стал задерживаться в точке высадки, а отправился куда глаза глядят, поэтому разрушения и жертвы оказались минимальны. Потери за время продвижения экстераса по территории Йемена составили 446 человек убитыми и 968 раненными; материальный ущерб вышел несколько более значительным: только домов лишились больше десяти тысяч йеменцев. Армия Йемена, как и ожидалось, не смогла оказать пришельцу заметного сопротивления, но своевременно отработала план эвакуации, пока враг направился к границе, где его уже ждали бойцы Омникорп.
Первым противника встретил диглатор “Кузнечик”. Небольшая машина, размерами раза в полтора меньше противника. Именно он стал единственной безвозвратной потерей сил Земли в той операции: несмотря на мастерство пилотов, перевес оказался на стороне экстераса, и заканчивать работу пришлось “Владимиру”, подоспевшему после того, как “Кузнечик” утратил боеспособность. По крайней мере мне так рассказывали, видеозаписей как-то ни у кого не оказалось. Так что тут я не уверен в точности информации.
Как обычно, команду спасателей допустили на место действия после того, как там поработали специалисты корпорации. Поэтому по завершении работ пришлось немного покопаться, разыскивая информацию об экипаже. Удалось выяснить, что один из пилотов, лейтенант Эдисон, погиб. А его со-пилот, лейтенант Райли... Формулировка “сотрудник переведен на административную работу” может значить что угодно, а Омникорп не отчитывается по таким вопросам перед людьми, не являющимися родственниками пострадавших пилотов. Если вдруг лейтенант Райли читает мои статьи - дайте знать о себе, пожалуйста.
Для тех, кто не знает, про Райли и Эдисона в декабре прошлого года в TIME писали. Но Омникорп - это тема для отдельного разговора. Сейчас же нас больше интересует йеменская логика, а точнее выводы, которые в Йемене сделали из произошедшего... Заявление правящей партии я дословно цитировать не буду, но передам его суть вкратце: “экстерас два раза в одну точку не высаживается”. Иными словами, вывод был сделан сногсшибательный: что-либо предпринимать не требуется.
У нас всё хорошо, ничего делать не нужно
В ответ на это партия юнионистов собрала себя в кулак и устроила мемориальный митинг в память погибших. Вроде бы ничего криминального, но митинг проходил с восточной широтой души и с восточной же любовью к притаскиванию автоматов на массовые мероприятия. А дальше, как это обычно бывает, случайный выстрел в сторону полицейского, ответный огонь и так далее. На следующий день жители Йемена, проснувшись, внезапно обнаружили себя в воюющей стране.
Я человек достаточно широких взглядов. Я могу понять войну. Даже в той обстановке, которая сложилась в мире за последние десятилетия, люди всегда остаются людьми. А конфликты - естественная часть жизни людей. Но война государства с самим собой - это выше моего понимания.
Недальновидное правительство Йемена приняло, прямо скажем, идиотское решение подавить так называемое восстание юнионистов силой - силой той самой армии, которая только что занималась эвакуацией и видела последствия беспрепятственного прохода экстераса по стране.
Что произошло дальше? Заработало главное оружие конфликтов между людьми на протяжении последней трети века - пропаганда. Юнионисты грамотно сформулировали свою позицию, и спустя месяц активной фазы конфликта национальная армия Йемена начала…. правительство назвало это “массовой изменой Родине”, но людей можно понять - похоже, глобальная угроза достучалась до жителей страны.
"Купите кусочек экстераса? Сам отколупал" - утверждает местный житель. Я не буду его разочаровывать
Хэппи энд? Хороним погибших, лечим раненых, меняем правительство, подписываем протекционный договор? Неувязочка. Отдельные вспышки насилия в стране случаются до сих пор.
Все шло хорошо до этапа “меняем правительство”. На внеочередных выборах в стране (хотя какие там выборы, фарс один) партия юнионистов приходит к власти. Знаете, что первым делом сделали эти умные люди? Подсказка: нет, не начали готовиться к подписанию протекционного договора. Начались старые песни, да на новый лад. Разве что риторика сменилась с “нам не нужен протекционный договор” на “нам нужно время на подготовку”. Только вот это время грозит затянуться до бесконечности, поскольку немаловажной задачей новой власти стало… сведение счетов с властью прошлой!
Помните фото "как было"? А вот так "стало".
Такого поворота ожидал мало кто, и страна раскололась во второй раз за неполный год. К вялому противостоянию юнионистов и бывшей партии власти подключился vox populi - с довольно банальными, но близкими сердцу лозунгами, вида “хватит это терпеть” или еще более резким “вы охренели?”. Сейчас в стране есть несколько стихийно организовавшихся групп людей, требующих у нового правительства ровно одного - немедленного выполнения своих обещаний, - но требующих с оружием в руках. Мне странно такое говорить, но, может, так оно и к лучшему - ведь транспаранты этому самому новому правительству еще полгода назад не очень помогли.
В итоге Йемен сейчас представляет из себя первозданный хаос с ежедневными демонстрациями, стрельбой в воздух, а где-то и перестрелками с полицией. Единственная моя надежда - на прошлой неделе правительство все же заявило, что они готовы к визиту представителей Омникорп и официальному подписанию Договора. Последние пять дней, и вчера, когда я садился в самолет, уже даже стрельбы нигде не было. Искренне надеюсь, что они не облажаются.
Летают гражданские самолеты, а вот эти стоят, чему я рад неописуемо
Надо будет, пожалуй, сказать на основной работе, что пришла пора нам снова навестить Йемен. Одной “генеральной уборки” этой стране явно маловато. Думаю, недельку передохнуть, насладиться благами цивилизации, потом дать в офис “Друзей” официальный отчет с рекомендациями. Как знать, возможно, я вернусь обратно.
До новых встреч. На следующей неделе будет кое-что интересное. Есть у меня одна идея...
26 августа 2037 года
Блог Мартина Оланда